16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

Главная / Статьи / Ветеран «Забайкальского рабочего» о творчестве Виля Липатова

Ветеран «Забайкальского рабочего» о творчестве Виля Липатова

Недавно на телевидении демонстрировали фильм «И это всё о нем» по одноименному роману нашего земляка Виля Липатова.

Год кино. Показывают советские кинофильмы. Наконец-то отважились продемонстрировать советское киноискусство, которое за последние годы подвергалось незаслуженному очернительству и осуждению.

Мне кажется, было бы уместно поговорить о творчестве Виля Липатова, родившегося в Чите 10 апреля 1927 года, в шестидесятых годах работавшего в Читинской военной газете «На боевом посту», а потом собственным корреспондентом газеты «Советская Россия».

Он умел слушать рабочих

Мне довелось встречаться с Липатовым и даже вместе быть в творческой командировке на руднике «Ключи» и Ксеньевском прииске. Корреспондент центральной газеты приехал в Могочинский район неспроста. На предприятиях района полным ходом шла техническая революция. На рудниках и приисках внедрялись мощные драги, экскаваторы, бульдозеры. На железной дороге паровозы заменяли тепловозами.

В 60-е годы Могочинский район был на слуху, о его людях много писали газеты. Мне в то время довелось редактировать районную газету «Могочинский рабочий». К нам в редакцию и прибыл Виль Липатов. Он уже печатался в столичных журналах, мы читали его повести «Глухая мята», «Смерть Егора Сузуна». Он для нас был мэтр. Районных газетчиков, конечно же, интересовало, как работают столичные журналисты.

На руднике «Ключи» мы встречались с экскаваторщиком Гамзиковым, который был делегатом очередного партийного съезда и только что прибыл из Москвы. Липатов дотошно выпытывал у Гамзикова секреты его успехов в добыче руды на разрезе, интересовался впечатлениями о съезде. Вообще, меня поразило то, как Липатов умел слушать рабочих, задавая порой странные вопросы. Он тщательно, скрупулезно изучал все детали производства. Казалось бы, зачем ему это нужно? Но позднее, когда читал его роман «И это всё о нем», я понял, откуда у него так тщательно выписаны подробности жизни и работы его героев. Помню, как в Ксеньевском прииске он расспрашивал главного маркшейдера Курусенко об истории разведки золотых россыпей на Урюме. И Курусенко, сам увлекающийся историей края, с интересом рассказывал нам о Черкасове, который с группой каторжан зимовал на Урюме, ведя разведку золота в таежной долине. Александр Алексеевич показал нам сохранившийся полевой альбом разведочных шурфов, сделанных другим геологом — Павлуцким, который разведал в 1832 году Карийские золотые россыпи.

Это была интересная командировка. Прошло полвека, а мне помнятся те встречи с интересными людьми, встречи и беседы с Липатовым в редакции. Мне казалось, что он гордился своими родителями, когда его расспрашивали о биографии. Отец был журналистом, из политических ссыльных, в 20-е годы работал в «Забайкальском рабочем». Мать — учительница русского языка и литературы, тоже активистка, занималась ликвидацией безграмотности в Чите и области. О матери он вспоминал с теплотой, говорил, что она привила ему вкус к русской литературе, любовь к Пушкину, Лермонтову, Горькому. О Горьком он отзывался как об учителе, припоминал его поговорку, что «Писатель должен уметь лыко драть и лапти плести». Другими словами — уметь изучать жизнь, анализировать факты и, конечно же, иметь талант литературно воплотить, интересно поведать читателям то, что хотел сказать.

Липатов умел «лапти плести». Его произведения — и рассказы, и повести, и романы, а у него их более 20 книг, посвящены в основном молодым людям: рабочим, простым жителям. Он не просто описывал жизненные ситуации, но был внимательным исследователем жизни. У него было кредо: труд — высшая мера нравственности.

Только в честном труде раскрывается истинная человеческая сущность. У писателя были свои взгляды на происходящие в обществе процессы. Он заметил важную тенденцию, которая прослеживается в романе «И это всё о нем». В комсомоле, среди его вожаков, всё более заметно появляются приспособленцы. А время революционных энтузиастов, каким был Женька Столетов, уходит. Не случайно в романе Женьку убивают, он гибнет, гасиловщина берёт верх. Писатель показал это явление в советской действительности на примере директора леспромхоза Гасилова. А тенденцию перерождения комсомольской верхушки позднее показал Ю. Поляков в повести «ЧП районного масштаба». В наши дни мы видим, как бывшие комсомольские функционеры Прохоров, Ходорковский, Аликперов и прочие стали олигархами, разграбив страну, присвоив себе то, что годами создавал народ.
Гасиловы начинали с махинаций, приписок и других тайных дел, которые позволяли им наживаться. Потребительское отношение к жизни гасиловых, петуховых привело к развалу всей государственной системы. А как писатель изображает дом Гасилова? По сути, это прообраз рублёвских дворцов, нынешней действительности.

Послесловие

Виль Липатов прожил всего 52 года. Последние годы жизни он возглавлял писательскую организацию России. Его творческое наследие ценно не только для нас, земляков писателя. Оно важно для молодого поколения, которое стремится познать истину, правдивую историю нашей страны. И эту правду жизни он найдет в книгах Липатова.

Автор: Алексей РУСАНОВ

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

Вверх