16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

Главная / Статьи / «За всё, что не узнаю никогда»

«За всё, что не узнаю никогда»

Заметки о двух стихотворениях поэта Виктора Балдоржиева.

 

«Белый месяц еще не родился пока…»

 

Белый месяц еще не родился пока,

Острый серп его в небе чернеющем ал.

А на сердце печаль непонятно легка, —

Белый месяц вернется началом начал.

 

Это было не раз и случится не раз:

Из-за северной черной чужой стороны

Выплывают неслышные, вихрем клубясь,

Бесконечные тени в часы тишины…

 

Это предки мои! Как воздушны они,

Как летят от звезды до звезды в облаках,

Из бескрайней и синей парят глубины

На своих легкоструйных и вольных конях.

 

И высоко в ночи слышен звон серебра!

Чуден чистый, чеканный, чарующий звук.

В гривах первых коней блеснет бронзой заря,

Но закатно горит предпоследний бунчук.

 

И опять и опять, безнадежно верны,

Будут тени кружить над моей головой!

Я заплачу в ночи — голоса не слышны!

И продолжат они вековечный путь свой.

 

Вздрогнут тучи, чернея, жалея меня,

И деревья от боли застонут вдали,

Будет рваться душа, что-то помня, храня,

В шири-глуби, за степи монгольской земли!

 

И заплещется древняя песня во мне:

«У подножий алмазных заснеженных гор

Выбирали мы лучших коней в табуне.

У огней философский вели разговор.

 

И горбатились горы узорной грядой.

Были ночи светлы, пахло дымом костров,

Мы лелеяли мысль и ценили покой.

И сильнее всего была только Любовь!»

 

И сверкающий смысл ароматных речей

Оживет снова мудрым покоем в крови.

Уплывают за даль, не сменяя коней,

Тени предков моих в Джомолунгмы свои…

 

Белый месяц плывет посреди тишины!

В белой Шамбале тени исчезнут сейчас.

Но спокойна душа! Дуют ветры весны.

Так бывало не раз и случится не раз…

 

Над этими строками надобно молчать… Очнувшись от необъятности авторского времени-пространства, попытаюсь как-то осмыслить художественные технологии, благодаря которым автор достиг столь сильного впечатления.

Метрика стиха, четырехстопный анапест, звучит раздумчиво-напевно и органично сочетается с лексической звукописью, которой пронизаны почти все строки. «И летят от звезды до звезды в облаках», «У подножий алмазных заснеженных гор», но перл аллитерации: «Чуден чистый, чеканный, чарующий звук». Создается эта музыка оптимальным отбором лексики, лаконичной и в то же время динамичной. И теми метафорами, в которых неожиданные лексические столкновения порождают новые смыслы: «легкоструйных конях», «безнадежно верны», «ароматных речей», «мудрым покоем»… Визуальный ряд стихов строен, выразителен и масштабен.

Мне неизвестно, с пеленок ли будущий поэт Виктор (Цырен-Ханда) Балдоржиев заговорил на русском языке, но мне понятно, каким образом рождаются иррациональные творческие богатства — они выталкиваются из глубин авторского подсознания, когда язык для автора — корневая его суть. И поэтому поразительно, когда и каким образом для поэта, бурята по происхождению, русский язык стал родным. Поэт и сам пишет: «перевожу с родного на родной». Феномен столь глубокого двуязычия — не част в мировой культуре.

На мой взгляд, в стихотворном построении существуют две формы: внешняя (о ней сказано выше) и внутренняя — явный или неявный сюжет, смысловая последовательность. Обе формы неотделимы друг от друга, поскольку покоятся на единой основе — психологическом типе автора. Виктор Балдоржиев — ярко выраженный интроверт (юнговское определение), для которого характерен лексический лаконизм и сосредоточенность на пространстве внутреннего зрения. Начнем с того, что всё стихотворение «Белый месяц…» — воображаемая картина, кроме самой первой фразы про острый серп только-только нарождающегося месяца. Проблески предутреннего неба вызывают в воображении поэта грандиозную картину вечного в своем круговороте времени, и движение его олицетворяют бесконечные тени предков. В эту минуту лирический герой рвется догнать их,  предки не слышат его зова — лишь природа стонет от боли за неосуществимость его желания. Но он жил когда-то вместе с ними, своими предками, — душа поэта в своей «шири-глуби» хранит воспоминание о прошлом, где была совершенная жизнь мышления и покоя и главенствовала Любовь. Предки уходят в «Джомолунгмы свои», а «древняя песня» памяти остается в крови «мудрым покоем»… Эпические строки и — мощное чувство единения поэта с вечным древом жизни, природы и времени.

Кстати сказать, где Виктор Борисович выходит на тропу эмпирической жизни, там его стихи нередко срываются в протестующий тон — тяжело ему видеть несовершенства реальности, и лишь природа по преимуществу вызывает в авторе позитивные чувства. Но в любом случае главный объект его внимания, главная двигательная сила — это мысль. Как мыслитель автор всемогущ — его мысль в состоянии сопоставить себя с бессмертием Жизни и охватывать бездну мироздания

Виктор Борисович Балдоржиев родился в селе и вырос на лоне природы, и это обстоятельство, как уже известно, формирует отправные точки художественного видения поэта, которое я определяю как экзистенциальное. Для поэтов-экзистенциалистов, как правило, именно природа становится доминирующим строительным материалом визуального ряда их произведений, а также и вдохновляющим импульсом. Лицезреть пейзаж — духовная потребность поэта Виктора Балдоржиева. И в смысле определения себя в пространстве бытия родную природу, место своего рождения поэт называет не иначе как Родиной с большой буквы.

Вот еще  стихотворение Виктора Балдоржиева, в котором состояние единства с природой получает дополнительные аспекты.

 

Осенняя элегия

 

О чем мечтают реки и долины,

О чем мечтают камни и трава.

Какие в них рождаются картины,

Какие оформляются слова?

 

Через века вращения планеты

Не будет превращениям конца,

Проявятся творения поэта

И мастеров и кисти, и резца.

 

Не выдумать багряные рассветы

И золота небесной синевы…

И я, пройдя сквозь сны тысячелетий,

Был только мыслью камня и травы.

 

И снова стану ветром я когда-то,

Пылинкой зародившейся звезды

И светлой вспышкой летнего заката,

Прологом мысли неба и воды…

 

И снова будут люди на планете

Мучительно выдумывать слова,

И будут длиться сны тысячелетий.

И смутно мыслить камни и трава.

 

Искусство и природа, мировая культура и мироздание едины — в процессе мышления. Но кто мыслит? Начиная с человека, мыслят все! Невольно вспоминается «мыслящий тростник» Федора Тютчева — достойная перекличка с русским классиком.

Сквозная тема всех строк — время и пространство, однако же эти составляющие мира сопряжены с творчеством человека. «Не выдумать багряные рассветы» (в этом образе несколько горизонтов, воспользуюсь одним из них), то есть природа формирует художника, но тот, в свою очередь, одухотворяет природу. «И я, пройдя сквозь сны тысячелетий, был только мыслью камня и травы». Мысль, слово, созидательная сила человека — такие же вечные величины на земле.

Воображение поэта в своем стремлении к познанию мира неисчерпаемо. Возникает ассоциация с идеей философского произведения Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление» (1818), правда, с постоянной заменой Львом Толстым слова «воля» на слово »любовь» — толстовский вариант ближе к философии Виктора Балдоржиева.

Оперируя масштабными категориями, автор идет, на мой взгляд, к поиску цельности «запределья». Поиск цельности, бесконечное познание, похоже, вершина рефлексий в русском духовном мире. Еще одна параллель — с идеей книги Николая Страхова «Мир как целое» (1872), вот контекст поэтических созиданий нашего забайкальского поэта.

Чем больше поэт познает, тем отчетливей в его представлении обозначаются очертания непознанного, которое тоже входит в понятие цельности мира. «Спасибо, жизнь, за мысли и за крылья, за всё, что не узнаю никогда». Великие строки! Творчество Виктора Балдоржиева всеми своими утверждениями и поисками возвеличивает человека, «пылинку зародившейся звезды», и преображает наше духовное пространство, обновляя и возвышая наши чувства и воображение.

В заключение своих заметок, слишком кратких для многосложности анализа творчества поэта, хочу спросить своих коллег-земляков. Неужели никто из вас не написал или не пишет книгу о нашем замечательном современнике?

Автор: Вера ПАНЧЕНКО,
член Союза писателей Латвии, член Союза российских писателей.

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Оцените, пожалуйста, этот материал по 5-балльной шкале:

5 - отлично

1
100%

4 - хорошо

0
0%

3 - удовлетворительно

0
0%

2 - неудовлетворительно

0
0%

1 - резко отрицательно

0
0%

Голосование завершено!

Средний бал - 5

Всего проголосовало 1 человек

10.02.2017 - 12.03.2017

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

Вверх