16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

Главная / Статьи / «Исполнитель должен стать голосом…»
21.04.2017 16:11
  • 111

«Исполнитель должен стать голосом…»

Фото Сергея Цапаря

Перевоплотиться на сцене в вымышленный персонаж — плод авторского воображения — это одно. Но совсем иное — прожить на глазах у публики жизнь реального человека, да еще и известного, любимого представителями нескольких поколений. 

Для этого, помимо таланта и мастерства, необходимы глубокая сопричастность судьбе героя, способность прочувствовать острые моменты его внешней и внутренней биографии…

От первого лица

Забайкальские ценители музыки стали свидетелями такого перевоплощения — в таинственном полумраке перед ними предстал король советской эстрады Муслим Магомаев, который поведал зрителям о начале своего творческого пути, триумфальных победах, глубоких личных переживаниях. Встретиться со знаменитым певцом забайкальцы смогли благодаря талантливой игре петербургского эстрадно-классического исполнителя Альберта Жалилова, представившего на сцене Забайкальской краевой филармонии им. О.Л. Лундстрема моноспектакль «Сердце на снегу» о судьбе Муслима Магомаева. Мероприятие состоялось в рамках 42 международного фестиваля «Цветущий багульник».

Умение вжиться в роль позволяет Альберту Жалилову легко вести рассказ от первого лица. Зритель словно листает дневники, хранящие воспоминания Муслима Магомаева о его послевоенном детстве, наполненной музыкой юности, переживаниях первой любви. Здесь и печальные мысли о погибшем на фронте за 15 дней до великой победы отце, о матери, нежданно возникающей и столь же непредсказуемо исчезающей из жизни маленького Муслима, о первом столкновении с одиночеством. Но далее зрители окунаются в воспоминания о ранних музыкальных уроках будущей знаменитости, украшенные искрометным юмором. Затем — страстная юность героя, в которой было много не только общепризнанной музыки, но и тех композиций, которые «официально» не одобрялись, но при этом волновали сердца советской молодежи. Нельзя не улыбаться, слушая о поездке Муслима Магомаева на стажировку в Италию. Сердце замирает в волнении, когда речь идет о первом сольном концерте певца. Особым трепетом овеян рассказ о сложных чувствах Муслима Магомаева и певицы Тамары Синявской.

Разумеется, помимо художественного слова важнейшим средством выразительности в моноспектакле является музыка. Каким бы интересным ни было повествование, полагаю, душа каждого зрителя втайне ожидала всеми любимых песен Муслима Магомаева. И они стали истинным украшением театрального действа. Бархатному баритону Альберта Жалилова аккомпанировал на фортепиано заслуженный артист России Александр Каган. В исполнении артистов забайкальцы услышали мелодичную и легкую песню «Лучший город земли», игривую и озорную «Вдоль по Питерской», патетичную «Bella ciao», удалую и трагичную «Сердце на снегу», трогательную и наполненную нежностью композицию «Мелодия». Завершился моноспектакль песней Фрэнка Синатры «My way», которую любил исполнять Муслим Магомаев. Это музыкальное произведение стало напутствием зрителям от артистов идти своим путем, неся в сердцах свет и радость.

Вышел на сцену — гори!

Как рассказал Альберт Жалилов журналисту «Забайкальского рабочего», моноспектакль «Сердце на снегу» был создан около пяти лет назад.

— Как-то после моего сольного концерта ко мне подошла актриса, режиссер и продюсер Ольга Обуховская. Она спросила, не хочу ли я попробовать себя на актерском поприще, и предложила главную роль в спектакле по ее пьесе о жизни Муслима Магомаева. Я ответил, что небольшой опыт в актерской деятельности у меня есть: еще живя в Астрахани, я играл в самодеятельном театре, мы даже гастролировали. Но выходить на профессиональную сцену — совсем другое, — поделился певец. — Мне посчастливилось встретить на своем пути настоящего профессионала — лауреата Государственной премии России, заведующего кафедрой сценической речи Санкт-Петербургской Академии театрального искусства Валерия Галендеева. Иначе как везением это не назовешь! Валерий Николаевич многому научил меня в плане сценической речи и актерского мастерства.

Режиссером-постановщиком моноспектакля выступил лауреат международных конкурсов, профессор Вадим Милков. Однако и самому Альберту Жалилову пришлось немало привнести в сюжет спектакля. С этой целью он внимательно изучал различные публикации о Магомаеве в прессе, биографические издания. По его словам, с момента первой постановки спектакль «Сердце на снегу» постоянно пополняется новыми деталями, развивается и совершенствуется как живой организм.

— Работа над спектаклем была напряженной. Мы долго не решались представить его публике, поскольку я чувствовал себя неготовым, — признался Альберт Жалилов. — Знал, что в части вокала справлюсь, но хотелось, чтобы и актерская игра была на достойном уровне. Боялся, что люди будут выходить из зала и говорить: «Поет классно, но играет так себе». Такой склонностью к сомнениям и самокопанию мы схожи с Муслимом Магометовичем. В какой-то степени это хорошо, поскольку так называемый «синдром отличника» заставляет постоянно работать над собой, но с другой — плохо: в конце концов нужно прекращать сомневаться, выходить к публике.

Мешали воплощению замысла на сцене и внутренние конфликты между актером и персонажем. «Сложных моментов было много. Например, я долго не исполнял «Мелодию», — рассказал артист. — Знал ее, но не мог выразить так, чтобы раствориться в ней. С песней нужно слиться — это чувство некоего отдохновения, когда ты осознаешь, что сам превратился в звук. Как говорил Фрэнк Синатра, исполнитель должен стать голосом, проводником песни. С «Мелодией» у меня долго не получалось достигнуть этого. Сейчас же пою ее с удовольствием».

К слову, с творчеством Муслима Магомаева Альберт Жалилов познакомился рано. Будучи подростком, он исполнил на одном из концертов в Астрахани «Лучший город земли». Тогда кто-то из благодарных слушателей сказал матери Альберта Жалилова, что у нее растет второй Магомаев. Позже в начале карьеры артиста точно также Жалилова называли и некоторые журналисты.

— Я спокойно реагировал на подобные отзывы. Сейчас практически не пою репертуар Муслима Магометовича, помимо спектакля. Когда что-то хорошее слишком запевают, оно теряет свою ценность для слушателя и исполнителя. Песня должна звучать так, словно она только родилась, — убежден наш собеседник.

По словам Альберта Жалилова, соприкосновение с судьбой Магомаева многому научило его не только в плане вокальных тонкостей.

— Это был человек, который жил страстно, не жалея себя ни на сцене, ни в жизни. Несмотря на то, что Муслим Магомаев рос без родителей, он сумел создать себя. Он много работал, был великолепно образован в плане музыки, талантлив как актер, — отметил певец. — Такой самоотдачи и безжалостности по отношению к себе у него стоит поучиться всем артистам. Сейчас многие исполнители себя жалеют — поют под фонограмму. Но когда ты выходишь на сцену, ты должен гореть!

«My way» на гребне волны

Что касается общей для Муслима Магомаева и Альберта Жалилова склонности к постоянным сомнениям, то она сыграла свою непростую роль в судьбе героя этого материала.

С девятого класса Альберт Жалилов горячо мечтал о поступлении на юридический факультет. Но в этот же период его начала манить сцена. И все же сначала будущий артист окончил с красным дипломом юридический факультет Астраханского университета, но уже к завершению студенческой поры понял, что музыка ему ближе. Он прошел успешное обучение в Астраханской консерватории, затем учился у известных петербургских педагогов. Победы в различных конкурсах и на фестивалях («Весна романса», «Балтийское созвездие» и др.), активная гастрольная деятельность, приглашения на телевизионные шоу («Романтика романса», «Танцы со звездами», «Главная сцена», «Живой звук») дали понять Альберту Жалилову, что свой путь он выбрал верно. Несмотря на богатый творческий опыт, певец продолжает учиться новому.

— Уже несколько лет езжу в Италию на стажировки, готовлю новые программы с маэстро во Флоренции, — поделился Альберт Жалилов. — На сцене я певец, но в путешествиях по миру — юрист, который с научной точки зрения исследует народы, культуры, религии. Это помогает познать себя и понять, что не всегда хорошо там, где нас нет, и нужно ценить то, чем мы обладаем.

Что касается путешествия в столицу Забайкалья, то оно порадовало артиста. «Удалось достигнуть такого единения с залом, когда все сливается в едином порыве. Словно поднялась волна, на гребне которой прозвучала песня «My way», — отметил певец.

В Читу Альберт Жалилов обещает вернуться с гастролями в начале 2018 года. Полагаю, что читинские слушатели будут ждать этого события с нетерпением.

Автор: Юлия БОЛТАЕВСКАЯ.

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

Вверх