16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

Главная / Статьи / Скоро в школу

Скоро в школу

Фото Александра КАЛАШНИКОВА.

Новый учебный год неумолимо приближается. Кто-то радуется этому, кто-то огорчается, но готовятся к нему все: и первоклассники, и выпускники, и родители, и учителя. Как в круговороте школьных базаров, страстей по ЕГЭ и других хлопот не упустить самого важного — правильно настроить ребенка на предстоящий нелегкий год? Как уберечь не только физическое, но и психическое здоровье школьника? Мы пригласили за круглый стол опытных детских врачей, чтобы поговорить на эти и другие актуальные темы. Наши гости: педиатр, врач высшей квалификационной категории Детского клинического медицинского центра г. Читы Светлана Бессонова; ортопед-травматолог, врач высшей квалификационной категории Детского клинического медицинского центра г. Читы Сергей Тимошенков; клинический психолог первой квалификационной категории детского реабилитационного центра «Феникс» Татьяна Кузьмина.

Режим плюс питание равно здоровье

Светлана Бессонова, Сергей Тимошенков, Татьяна Кузьмина.

Светлана Ильинична, первый вопрос к Вам. Что рекомендуют врачи-педиатры родителям первоклассников при подготовке к школе?

Светлана Бессонова:

— Подготовка ребенка к школе — очень важный этап в его жизни и развитии. Ребенку предстоит в корне поменять свой привычный образ жизни. Вспомним, как мы, взрослые, адаптируемся к новому месту работы, к новому коллективу, новым обязанностям. Не всегда это бывает безболезненно. То же самое предстоит и вашему ребенку. Очень важно правильно его к этому подготовить. Сначала у него была адаптация к детскому саду, теперь к школе. Особенно тяжело перестроиться первоклашкам: они жили в режиме игровом, познавательном, теперь им надо будет изменить и режим дня, и полностью свою жизнь перестроить для школьной системы. Правда, сегодня многие первоклассники приходят в школу уже подготовленными, адаптированными, т.к. родители записывают их на подготовительные курсы. Это очень хорошая психологическая помощь для ребенка.

— Вы сказали о режиме дня. Каким он должен быть у школьника?

— Хотя бы за неделю родители обязательно должны приучить ребенка к новому режиму. Подъем должен быть уже приближенным к школе. Если ребенок будет учиться в первую смену, то он должен просыпаться хотя бы на час раньше, чем обычно, а не так, как летом, когда дети порой спят до обеда. Укладывайте ребенка пораньше спать. Полноценный сон у школьников младших классов должен быть не менее 9-10 часов. Также нужно акцентировать внимание на отдыхе. Не нужно переусердствовать со стремлением занять ребенка во всевозможных секциях и кружках. Мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок посещает от 2 до 4 секций: спортивные, танцы, художественная, музыкальная школа. У нас с вами рабочий день 7 часов, а у ребенка в этом случае получается больше. 5-6 часов школа плюс домашние задания плюс секции. Не каждый ребенок выдержит такую нагрузку.

— Очень важный вопрос — это питание школьников. Многие родители жалуются на то, что утром ребенка невозможно заставить ничего съесть. Как приучить его к завтраку?

— Горячий завтрак должен быть обязательно! Идеальный завтрак — это каши, омлеты, творожные запеканки. Ребенок должен в школу идти сытым. Сытые школьники лучше учатся, быстрее концентрируют внимание, более энергичны. Что касается отказа от завтрака, все зависит от культуры в семье. Если ребенок видит, что мама выпивает утром только чашечку кофе, а папа стакан чая, почему же он должен есть кашу?

— Ну а как быть, если ребенок, например, отказывается есть в школьной столовой?

— Перед 1 сентября родителям рекомендуется познакомиться со школьным меню, которое большинство школ регулярно вывешивает на всеобщее обозрение, и попробовать его скорректировать, например, что-то из этого меню готовить дома. Ребенок будет хотя бы приучен к этой пище. Горячий обед, как и завтра, должен быть у ребенка обязательно. Но если ребенок какие-то продукты из школьного меню не ест, давайте ему с собой сухой паек. Идеально, когда с собой дают чай, приготовленный в бутылочке, или простую воду. Никакой колы, фанты, газированной воды, нездоровых продуктов. И, конечно, ребенок должен быть приучен к гигиене, обязательно мыть руки перед едой, после туалета. С собой всегда иметь влажные салфетки.

— Актуальная тема — работа школьника с компьютером. Что вы рекомендуете?

— Ученикам младших классов можно проводить перед компьютером не более 10 минут в день, средних  классов — не более 20 минут в день, старшеклассникам — максимум полчаса два раза в день.

— Светлана Ильинична, еще один актуальный вопрос — школьная форма. Не секрет, что на школьных ярмарках она далеко не лучшего качества…

— Требования к школьной форме довольно строгие. Допустимый процент синтетических волокон в ткани — 30-35% для блузок и рубашек, 55% для костюмов. Предпочтение нужно отдавать натуральным тканям. Крой формы не должен мешать естественным процессам растущего организма. Также форма должна быть в строгом деловом стиле, но в ней ребенку должно быть комфортно. Она должна быть не только качественной, но и модной, соответствовать вкусовым предпочтениям своих хозяев. Для девочек допускаются брюки, потому что многие девочки отказываются носить юбки, к тому же у нас холодный климат. Поскольку форма часто пачкается, идеально иметь два комплекта, но учитывая стоимость, это многим, к сожалению, недоступно. Из-за высокой стоимости сегодня многие читинские школы заказывают форму в ателье для своих учеников, это получается намного дешевле.

Правильная обувь и хорошая осанка

Далеко не всегда на школьных базарах можно купить качественный товар. 

— Сергей Николаевич, не секрет, что сегодня дети малоподвижны, увлечены Интернетом, практически у всех есть гаджеты: смартфоны, планшеты и т.д. Если все это приплюсовать к школьным занятиям, то сберечь детское здоровье довольно проблематично. Что делать родителям в этом случае?

Сергей Тимошенков:

— Действительно, дети в последнее время все слабее и слабее. Патология опорно-двигательного аппарата входит в тройку мировых лидеров среди заболеваний. Сегодняшние родители, которые вошли в детородный возраст, сами нездоровы, я их называю «дети пепси-колы и клинского». Генетические патологии начинают развиваться теперь уже у их детей. Сегодня  97 % детей в возрасте до 5 лет стоят на диспансерном учёте с диагнозом «морфо-функциональная незрелость соединительных тканей». Чем это чревато? Нестабильность связочного аппарата, отсюда нестабильность суставов, неправильная нагрузка на суставы и, как результат, патология стопы. Если раньше мы говорили, что стопа формируется до 5 лет, то сейчас мы такими патологиями занимаемся у детей с 2,5-3 лет. Проявляется это в вальгусной деформации стоп, это разновидность плоскостопия, только в худшем варианте. При плоскостопии стопа прямая, при вальгусной деформации она еще и завалена. Как следствие — нарушение походки, ранний болевой синдром, развитие артрозов и т.д.

— Как бороться с этой проблемой? Можно ли скорректировать эти патологии с помощью правильной обуви? Порекомендуйте, пожалуйста, нашим читателям, которые сейчас покупают обувь детям к школе.

— У нас сейчас непонятно что носят на ногах: кеды, мягкие кроссовки, сланцы, чешки, балетки… Причем как дети, так и взрослые. Все это нужно убирать из обихода! Если подошва крутится в спираль, значит это неправильная обувь. Надо приучить ребенка к качественной обуви. Это жесткая подошва, небольшой каблучок, небольшой жесткий запятник. Ортопедическую обувь на этапе развития стопы брать не стоит, потому что за счет высокого берца формируется походка солдата, и потом никакой красивой походки не будет. Сейчас вся хорошая обувь идет с супинатором, т.е. когда по внутренней поверхности обуви выложен горбик. Ни в коем случае нельзя носить обувь с мягкой плоской подошвой.

— А как быть с юными любительницами высоких каблуков? Некоторые девочки начинают носить такую обувь чуть ли не с младшей школы.

— Девочкам до 10 лет высокие каблуки вообще не стоит носить, каблук должен быть не более 2 см. Исключения — торжественные мероприятия. Но и совсем плоской обувь не должна быть ни у мальчиков, ни у девочек — взъём должен формироваться. Стопа начинает формироваться с рождения, но ее развитие начинается, когда ребенок ходит в полном объеме. Когда мы носим обувь с мягкой подошвой, стопа работает неравномерно, а должно быть наоборот.

— Давайте про осанку поговорим. Это больная тема для школьников всех возрастов.

— В школе начинает развиваться нарушение осанки из-за того, что нет правильной организации стола со стулом,  а также за счет неправильного положения тела. В школах нет ротации, педагоги не пересаживают детей с места на место, они сидят годами за одной и той же партой, а это неправильно. Дома тоже нужно правильно организовать рабочее место школьника. Рабочий стол должен находиться в хорошо освещенном месте, возле окна — естественного источника света, а не в самом уголке, например, где кровать. Он не должен быть загроможден. А компьютерный стол должен вообще быть отдельным. Что касается современных гаджетов, я сторонник того, чтобы не покупать их детям. До 3 класса у ребенка должен быть простой кнопочный телефон. На компьютере должен стоять пароль. То же самое касается телевизора.

— Сергей Николаевич, а как влияет на осанку ребенка подбор правильного ранца/рюкзака? Сейчас такой большой выбор красивых модных рюкзаков, но далеко не всегда производители учитывают фактор здоровья.

— Для учеников 1-3 классов нужен обязательно ранец с жесткой спинкой, потому что объем учебников очень большой, плюс тетради, спортивная форма. Если это бесформенный рюкзак по типу армейского, это не то. Центр тяжести у такого рюкзака смещается, и вся нагрузка уходит на нижний край, в результате ребенок находится в напряжении, он не может сконцентрировать свою спину. В результате начинаются застойные явления, нарушение кровоснабжения, в первую очередь, в верхнем грудном и шейном отделах позвоночника. Отсюда идет развитие вегетососудистой дистонии, что ведет в дальнейшем к снижению усваиваемости материала и концентрации внимания. Тяжесть ранца должна быть не более 2,5 кг. Я рекомендую родителям по возможности помогать ребенку этот ранец носить до школы, пока он учится в младших классах.

— Светлана Ильинична уже упоминала, что школьнику необходим отдых, а Вы что порекомендуете?

— Отдыху нужно уделять большое внимание. После школы дать ребенку хотя бы два часа отдохнуть, а не сразу бросаться делать уроки. Пришел, покушал, отдохнул, полежал. В младших классах можно поспать. Прогулки на свежем воздухе — в обязательном порядке. Если записываете ребенка в спортивную секцию, обязательно посоветуйтесь с врачом-педиатром по поводу противопоказаний.  

Главное — положительный настрой

Школа для ребенка должна быть в радость, а не в тягость. 

— Татьяна Владимировна, слово Вам. Разумеется, питание, отдых, физические нагрузки, правильная обувь и форма очень важны, но не менее важен и психологический настрой ребенка на школу, особенно первоклассника. Что Вы скажете по этому поводу?

Татьяна Кузьмина:

— Психологическая готовность к школе стоит на первом месте. В норме она достигается к семи годам. Поэтому дети, которые идут в школу ранее этого возраста, априори находятся в группе риска. У них не формируется внутренняя позиция школьника, которая появляется только к семи годам. К этому возрасту головной мозг ребенка дозревает до обучения в школе, рука готова уже выдерживать нагрузку. Наиболее значимый и наглядный вопрос, который мы можем задать ребенку в этот момент: хочешь ли ты учиться? И в зависимости от того, что  он отвечает, мы можем сказать, есть у него эта внутренняя готовность к школе или нет.  Если ребенок говорит: да, я хочу пойти в школу, я хочу быть таким, как папа, хочу знать много всего, хочу научиться хорошо читать, писать, считать, — тогда он действительно готов к школе. Ну а если ребенок говорит: мне мама пообещала новый портфель, поэтому я пойду в школу, — в этом случае о готовности к школе мы не говорим. Потому что при получении этого нового портфеля все желание учиться у ребенка уйдет.

— Но ведь нередко бывает, что дети вообще не хотят идти в школу, даже семилетние. Как быть с этим?

— Есть еще и такая большая категория детей, которые говорят: нет, я не пойду в школу, там двойки ставят, там меня ругать будут, и вообще там учителя не очень добрые. Это говорит о том, что кто-то поработал со стороны: или старшие товарищи, или желание родителей серьезно настроить ребенка к школе потерпело фиаско. Пословица «Надейся на лучшее, готовься к худшему» при подготовке к школе не работает, потому что психология ребенка значительно отличается от психологии взрослого. Если мы, например, с ребенком собираемся в зоопарк и говорим о том, что там будет плохо пахнуть, там верблюд может плюнуть, ты можешь там потеряться, — соответственно, ребенок в конечном итоге скажет: пожалуй, я туда не пойду. Так и со школой. Очень важно настроить ребенка на положительный лад, сказать ему: ты это умеешь, это у тебя получается, ты руку хорошо держишь, ты обретешь новые знания, умения. Тогда у него появится положительный настрой. И вообще, психологическая готовность к школе включает в себя не навыки и умения как таковые — читать, считать, писать. Если ребенок психологически готов и дозрел до школы, он очень быстро овладеет этими навыками. Важно, чтобы ребенок умел рассуждать, сравнивать, обобщать, строить предложения, задавать вопросы. Это уже те навыки, которые формируют определенную базу. Основа психологической готовности состоит из готовности мотивационной: ребенок должен понимать, для чего идет в школу, что там будет происходить, чем школа отличается от детского сада, какие требования будут к нем предъявлять, какие правила игры он должен знать в школе. Он должен знать роль оценок, для чего они нужны. У ребенка должен был определенный личностный уровень, он должен хотеть быть школьником, понимать роль «учитель – ученик», какие требования может к нему учитель предъявлять. Велика роль наличия коммуникативных навыков. Он должен уметь, знакомиться, создавать ситуацию общения. Не бояться задать вопрос учителю, уметь отвечать на эти вопросы. Одна из проблем, когда родители приходят к нам после первой четверти и говорят, что ребенок не отвечает на уроке, молчит (по разным причинам). Он должен уметь договариваться со сверстниками и вообще в  принципе не бояться детской компании.

— Чем могут помочь родители ребенку, если хотят, чтобы он легко адаптировался к школе?

— Очень важно обратить внимание родителей на самостоятельность детей. Поучить организовывать день, помочь ему понять часы. Очень полезно за это небольшое время, оставшееся до 1 сентября, чтобы у ребенка дома появились какие-то обязанности, и важно, чтобы он отвечал за них, доводил их до конца. Хорошо, когда есть домашнее животное, за которым нужен уход. Даже уход за каким-то цветком или частью комнаты помог бы ребенку быть готовым к тому, что у него появятся новые обязанности. Хорошо с ребенком читать литературу на тему школы: Драгунского, Успенского. Чтобы родители рассказали ему о своем положительном школьном опыте и о том, как школьные навыки можно применять в жизни, на кухне, например, при походе в магазин (счет денег), географические навыки. Не отдельные функции  у ребенка тренировать, а жить вместе с ним, рядом.

— Как быть, если родители правильно мотивировали ребенка, настроили на положительный лад, а в класс пришла раздраженная учительница и в первый же день накричала?

— Это один из важных моментов. Родители должны оценить, насколько сформирована у ребенка самооценка. Степень зацелованности и степень затюканности. Один ребенок приходит в школу с очень высокой самооценкой, даже завышенной. Может, учительница на самом деле и не такая злая, но ребенку она показалась просто кошмаром, потому что велела сидеть тихо, не болтать. У него истерика, он остро реагирует: вообще не пойду больше туда. Для ребенка с завышенной самооценкой неприемлемы какие-то моменты. И другой пример — ребенок с очень низкой самооценкой. Учительница повысила голос на какого-нибудь шалунишку, а этому ребенку кажется, что крик стоял необыкновенный,  у него порог чувствительности очень высокий. Он боится. Если же у ребенка адекватная самооценка, он понимает, что в школе может быть критика, он может не всегда правильно поступать, но он справится, у него получится, в него верят, и он эту ситуацию по-другому воспринимает. Выбирая учителя, каждый родитель должен понимать, что для чувствительного ребенка чрезмерно авторитарный учитель не подойдет. А вот для шалунишки, которому необходимы четкие рамки, такой учитель будет самое то. Поэтому сейчас, пока есть время, родители должны обратить на это внимание.

— Могут ли случиться какие-то расстройства у детей в первые дни учебного года? Ведь, как ни крути, это стресс, особенно для первоклассников.

— Конечно, каждый родитель должен знать, что в начале школы у ребенка будет период адаптации. Он длится 4-7 недель. В это время могут появиться функциональные отклонения. Активные дети могут стать пассивными, спокойные дети, наоборот, возбудимыми. Может появиться плаксивость, нарушение аппетита, страхи. Если это происходит, требуется помощь специалиста. Когда идут такие нарушения, родители должны обратить внимание: соответствует ли нагрузка норме, не больше ли часа делает уроки ребенок. Зачастую родители заставляют делать уроки по полдня. Ни в коем случае этого нельзя делать! Это относится и к начальной, и к средней школе. Наиболее активен ребенок с 4 до 6 часов. Многие родители грешат тем, что садятся в 10 вечера делать уроки. Какая тут может быть работоспособность, какое желание учиться? К группе риска относятся дети, имеющие определенную патологию: это дети с задержкой в развитии, речевого нарушения, гипер- или гипоактивностью. Нужно обратиться к неврологу за консультацией, как прожить этот период адаптации, а возможно, и реабилитации, пройти обследование. Детям, которые относятся к группе риска, желательно не посещать секции, кружки до второго класса. Нужно дать им возможность адаптироваться в первом классе, иначе функциональных отклонений будет значительно больше. Дети не выдерживают эту нагрузку. А если к этому присоединяется еще и продленка! Поэтому желательно, чтобы в первом классе ее не было. Ну а если родитель видит, что ребенок хорошо адаптируется в школе, тогда можно ходить в секции или кружки. Спать ребенок должен не меньше 10 часов в сутки. Желателен дневной сон.

— Татьяна Владимировна, сейчас очень актуальна проблема подготовки выпускников к ЕГЭ. Они нервничают уже в сентябре, нередко родители и учителя нагнетают ситуацию, к этому добавляется подготовка к выпускному… Как не перегрузить и без того перегруженных одиннадцатиклассников?

— Все зависит от настроя семьи. Если на ребенка возлагаются очень большие надежды, от груза этой ответственности он уже испытывает большое напряжение. Очень важно до девятого класса пройти профдиагностику: посмотреть профессиональные направления, узнать, чего бы ребенку в принципе хотелось, насколько это соответствует его способностям и возможностям. Тогда подготовка к ЕГЭ станет в большей степени удовольствием, потому что он будет получать положительные эмоции. Конечно, настрой самих родителей, которые верят в своего ребенка, когда он знает, что его будут любить в любом случае — сдаст он ЕГЭ или не сдаст, и никакого конца света не произойдет. Это снимает груз тяжести. Важно соблюдать режим труда и отдыха. Тренировать стрессоустойчивость, веру в свои силы, адекватную самооценку, выбирать конкретное направление, не распыляться. И ко всему относиться проще.

— Спасибо за беседу!

Автор: Кира КРАПИВКИНА.

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

Вверх