16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

Главная / Статьи / Возвращение легенды
24.11.2017 15:26
  • 66
  • 10
В печати не опубликовано!

Возвращение легенды

Фото из архива ЗабЖД

Ранним утром 9 мая в Чите раздается звонкий и радостный гудок. Его слышит даже окраина города. Этот звук, как и торжественная музыка на центральной площади, радостно сообщает о празднике Победы. Если пойти на звук гудка, попадешь на железнодорожную станцию Чита-II. Здесь на первом пути стоит паровоз. Он-то и издает этот звук. Вернее, гудят, нажимая на специальный рычаг, многочисленные экскурсанты, желающие посмотреть эту старинную машину изнутри.

День Победы – праздник, когда посетители железнодорожного вокзала Чита-II могут увидеть действующий паровоз. После торжественного митинга локомотив отправляется в небольшое путешествие: везет пассажирский поезд до станции Чита-I. ОАО «РЖД» неспроста запускает паровозы на День Победы. Эти легендарные машины много десятилетий назад сыграли свою важную роль в разгроме советскими войсками врага, помоглии восстанавливать разрушенную войной страну...

Проснись и пой!

Оказывается паровоз «Лебедянка», который мы видим у вокзала Читы 9 мая – не единственный на Забайкальской железной дороге. Всего на ЗабЖД 14 действующих паровозов, – говорит Александр Сидоров – ведущий инженер по специальной работе Забайкальской дирекции тяги.

С паровозами в Забайкалье связана одна старая легенда. Некоторые люди считают, что эту технику берегут и лелеют как стратегический запас на случай войны. Впрочем, Александр Сидоров развенчивает эти мифы: в Забайкалье паровозы, как и по всей России, играют исключительно музейно-историческую роль.

– В 2012 году на ЗабЖД было выпущено распоряжение № 2380, в котором перечислены 14 паровозов ретро-подвижного состава, находящихся на балансе Забайкальской дирекции тяги, – рассказывает Александр Анатольевич. – Последние годы, начиная с 2003-го, 9 мая мы организуем поезд Победы, в качестве локомотива используется паровоз. Ретро-поезд выставляется на станции Чита-2, там он находится около трех часов. Его могут посетить все желающие, сфотографироваться, забраться в будку машиниста, заглянуть в топку, подбросить угольку и подудеть. Чем люди и пользуются – 9 мая паровоз гудит все время, пока стоит на вокзале. Потом к нему прицепляют несколько пассажирских вагонов, и все желающие могут прокатиться до станции Чита-1.

В День Победы ретро-поезд преодолевает небольшое расстояние, но горожанам очень нравится поездка. Такой экспресс действует на ЗабЖД только один раз в году – 9 мая – и лишь в Чите. Запустить эту технику в работу сложно, так как паровоз целый год стоит без движения.

Перед тем как вдохнуть в него жизнь и «разбудить», необходимо тщательно подготовиться – вскрыть моторно-осевые подшипники, осмотреть их состояние, заменить смазку. Идет проверка котла, сначала в него заливается вода, выясняется, нет ли протечек. После этого осуществляется растопка, вода нагревается и превращается в пар. Машинист проверяет, нет ли утечек пара, как работают основные и вспомогательные узлы, и нажимает на рычаг гудка. Паровоз подает голос. Растопка начинается заранее, 4–5 мая, чтобы в случае возникновения неполадок успеть их устранить. В итоге паровоз работает пять–шесть дней.

Кухня машиниста

В Забайкалье в ходу остались паровозы марки «Л» – «Лебедянка». 9 мая выходит в строй паровоз 1952 года выпуска. Старинные локомотивы хранятся на базе запаса станции Бурея Амурской области, на расстоянии 2000 километров от Читы. Действующий паровоз хранится на станции Могзон, в 170 километрах от краевого центра. Пересылка локомотива должна вестись при скорости не выше 40 километров в час. Это непросто, учитывая загруженность Транссиба. Несколько лет назад в ретро-поезде работал паровоз «Лебедянка» с номером 3626, а сейчас – 5110. Это порядковый номер, по аналогии с автомобильными номерами, которые присваиваются в ГАИ.

Тендер паровоза «Лебедянка» может вместить 18 тонн угля и порядка 20 тонн воды. Запаса достаточно на подготовку и празднование Дня Победы, а также на то, чтобы преодолеть расстояние от Читы до Могзона, если бы паровоз водил поезда.

Управляется локомотив бригадой из трех человек. Это в наши дни бригада связывается со станцией через рацию. А в «паровозные годы» ориентироваться помогал ключ-жезл (коробка с записью о маршруте). Сегодня, как и в былые годы, машинист управляет поездом, кочегар отвечает за погрузку угля и заправку воды в тендер, а помощник машиниста смотрит за подачей воды в котел, давлением пара, подбрасывает уголь в топку. Место машиниста расположено с правой стороны будки, помощника – с левой, у кочегара – откидной стул. Следить за происходящим на улице можно из окна будки, передняя часть паровоза уже нее. Конечно же, не панорамный вид, как из кабины электровоза, но и этого достаточно.

Жизнь продолжается

В России сохранено порядка сотни паровозов, большая часть которых используются для ретро-поездов. Часть старинной железнодорожной техники расположена в музеях и при административных зданиях. По Забайкальской железной дороге 24 паровоза возвышаются на постаментах. С 2002 года подобным образом было установлено десять паровозов. Десятый паровоз серии Л появился 8 ноября 2017 года у станции Могзон. Это локомотив серии «Л 1323» 1950 года выпуска, последнее место работы – депо Борзя.

– Так мы увековечиваем историческое наследие дороги, – говорит Александр Сидоров. – Паровоз по улице Магистральной в Чите – марки «ЕА» американской сборки, они шли к нам по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны. Уникальность этого локомотива в том, что его колесная рама — цельнолитая. Таких паровозов в России сохранилось три, они были экспериментальными. На других рамы сборные…

Внимательный прохожий заметит паровоз возле инженерного центра ЗабЖД на Чите-1. Это «КП-4» узкоколеечный. Их выпускали для специальных железнодорожных линий на горных разработках. Паровозики работали в металлургии, помогали заготавливать лес. Выпускались они в Финляндии, Польше и небольшой партией – в России в конце 30-х годов ХХ века.

Самый старый паровоз Забайкальской железной дороги находится на станции Ерофей Павлович Амурской железной дороги (марки «Эм», выпускался в 20-х годах ХХ века). Есть памятник и на станции Хилок – паровоз «Су», возле локомотивного депо «Чита» – «СО» (Серго Орджоникидзе). В Борзе находится узкоколеечный «КП-«4.

Судьба этой техники складывается как у людей, которые не отправились на пенсию и продолжают заниматься любимым делом. Паровозы сегодня выполняют новую, но очень важную и почетную роль на дороге. И, как люди на склоне лет иногда круто меняют свою жизнь, локомотивы тоже совершают головокружительные рывки в карьере. Как, например один из паровозов серии «П36» станции Могзон работает сегодня в районе Москвы и Санкт-Петербурга. Решение восстановить его и использовать в ретро-поездках было принято в 2015 году на уровне ОАО «РЖД». По России спрос на подобные путешествия увеличился, в том числе у иностранных гостей. В 2016 году паровозу провели ревизию ходовых частей и перегнали ремонтировать на завод «Троицк» возле Краснодара. Сейчас могзонский паровоз возит пассажиров на День Победы до Бреста.

Автор: Виолетта ВДОВЯК

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Оцените, пожалуйста, этот материал по 5-балльной шкале:

Выберите один вариант

Всего проголосовало 0 человек

24.11.2017 - 24.12.2017

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

Вверх