16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

Главная / Статьи / Рост цен на ГСМ: сговор или вынужденная мера?

Рост цен на ГСМ: сговор или вынужденная мера?

Фото Евгения ЕПАНЧИНЦЕВА.

Под занавес уходящего 2017 года ситуация с запредельным ростом цен на горюче-смазочные материалы всколыхнула общественность. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю посыпались многочисленные жалобы от граждан, представителей администраций муниципалитетов и краевого правительства.

Специалисты УФАС провели проверку по выявлению нарушений антимонопольного законодательства компаниями, являющимися поставщиками нефтепродуктов в регионе. Результаты данной проверки обсудили на расширенном заседании комитета по экономической, инвестиционной политике и собственности Законодательного Собрания Забайкальского края.

Нет конкурентов — цены выше

О причинах стремительного взлета цен на бензин и дизельное топливо обстоятельно доложил руководитель Управления ФАС по Забайкальскому краю Евгений Минашкин.

По его словам, сезонным повышением цен на нефтепродукты никого не удивишь — летнюю солярку заменяют на зимние сорта, которые стоят значительно дороже. Но движение цен вверх в ноябре 2017 года вызвало прежде невиданное недоумение водителей автотранспорта.

Одной из причин зашкаливающего роста цен на ГСМ, как пояснил Евгений Минашкин, стала неожиданная остановка крупнейшей установки каталитического крекинга на Московской НПЗ «Газпромнефти», что привело к дефициту ГСМ на рынке. Дефицит затронул и Сибирь, в частности Иркутск, в котором в течение 8-10 дней на нескольких автозаправочных станциях отсутствовали некоторые виды топлива.

Определяющей в формировании цены на топливо является биржевая цена.

— По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, с января по 5 декабря 2017 года темп роста цены на бензин марки АИ-92 составил 13,5 процента. В связи с этим закупочная цена ПАО «Нефтемаркет» — крупнейшего поставщика нефтепродуктов в Забайкалье — также увеличилась на 13 процентов, темп роста розничной цены составил 8,9 процента. Биржевая цена на дизельное топливо повысилась на 15,4 процента, из-за чего закупочная цена выросла почти на 25 процентов, а розничная — на 15,2 процента, — сообщил Евгений Минашкин.

Огромное влияние на формирование цен оказывают и особенности организации рынка нефтепродуктов в регионе, которая в каждом субъекте Федерации разная.

— Дело в том, что в Забайкалье присутствует только одна вертикально-интегрированная нефтяная компания (ВИНК), представленная филиалом № 7. В других регионах имеется по два-три ВИНК, что создает конкуренцию, снижающую цену, — продолжил доклад Евгений Минашкин. — Несмотря на то, что ВИНК единственная и представлена дочерней компанией, у этой «дочки» имеется большее количество автозаправочных станций. Потому, к примеру, цены на ГСМ в Бурятии ниже, чем в Иркутской области, где действует Ангарская нефтехимическая компания. Самая крупная розничная сеть по продаже топлива в Забайкалье ПАО «Нефтемаркет» не является дочерней компанией Роснефти. Поставщики нефтепродуктов у него свои, и уровень закупочных цен превышает цены Роснефти и других ВИНК.

Нельзя выпускать из внимания и налоговую составляющую, которая в цене каждого проданного литра топлива достигает порядка 65 процентов. По словам руководителя УФАС, повышение акцизов предусмотрено федеральным законодательством на три года вперед. С 1 января 2018 года рост акцизов на автомобильный бензин класса 5 составил 6,4 процента, на дизельное топливо — 8,4 процента. С 1 июля 2018 года ожидается повышение акцизов на бензин на 6 процентов, на дизтопливо — на 7,7 процента. В 2019 году рост акцизов на бензин составит 3,5 процента, на дизтопливо — 3,4 процента, в 2020 году — 3,6 и 3,4 процента соответственно.

Как быть в такой ситуации? В своем выступлении Евгений Минашкин пришел к выводу, что исправить положение может только здоровая конкуренция на краевом рынке нефтепродуктов, которая сейчас слабо развита. Так, в девяти районах Забайкалья у ПАО «Нефтемаркет» конкуренты отсутствуют. В большей степени конкурентная среда развита в столице края, где Нефтемаркет вынужден реализовывать топливо по минимальным ценам.

— УФАС продолжит мониторинг цен на ГСМ, но важно иметь в виду, что антимонопольная служба не является регулятором цен, она лишь наблюдает за ними, — пояснил позицию ведомства его руководитель. — Мы не можем приказать Нефтемаркету установить определенную цену. Поэтому так важно заниматься организацией конкурентной среды, особенно в муниципальных районах. 21 декабря 2017 года Президент России Владимир Путин подписал Указ «О развитии конкуренции». Это значит, что в скором времени правительству региона придется составить дорожную карту по развитию конкуренции в крае.

«Речь идёт о монополии»

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае Виктория Бессонова отметила, что при таком темпе роста цен на ГСМ регион никогда не сможет исполнить указ президента страны о развитии конкуренции.

— При столь высоких ценах говорить о способности к конкуренции забайкальских предпринимателей в сравнении с близлежащими регионами вообще не приходится. Такой уровень цен скажется на бизнесе только в отрицательном виде, — убеждена Бессонова. — Обращения по поводу роста цен на нефтепродукты поступают от предпринимателей районов, в которых раньше этот вопрос не поднимали: например, в Агинском Бурятском округе. Следовательно, на развитие конкуренции в регионе понадобится несколько лет.

Недовольным докладом руководителя УФАС остался депутат комитета по экономической, инвестиционной политике и собственности Заксобрания Сергей Белоногов.

— Нужно срочно принимать меры. Иначе как людям жить и работать в такой системе? — задался он вопросом. — Мы знаем, что речь идет о монополии Нефтемаркета. Ведь не может дизельное топливо, которое идет в отходы при производстве бензина, стоить дороже самого бензина. И почему-то никто не может на это повлиять. А при той перспективе с ростом акцизов на ближайшие три года, которую нарисовал руководитель УФАС, производство в регионе придется закрывать.

Монополистический сговор заподозрил в сложившейся ситуации и коллега Сергея Белоногова по фракции КПРФ Сергей Сутурин, который поспешил развеять свои догадки прямым вопросом в адрес Евгения Минашкина. На что руководитель УФАС ответил однозначно: «Ответственно заявляю, что никакого сговора на сегодняшний день на рынке ГСМ нет».

Работают, несмотря на убытки?

Позицию основного поставщика топлива в регионе на заседании отстаивал генеральный директор ПАО «Нефтемаркет» Алексей Клубович. По его словам, предприятие терпит серьезные убытки по основному виду деятельности — реализации нефтепродуктов. Так, в ноябре – декабре минувшего года убыток компании от розничной продажи ГСМ доходил до семи миллионов рублей в месяц. Стабилизировать ситуацию помогают работающие на автозаправочных станциях магазины и хранилища топлива.

— Не стоит забывать и о том, что АЗС в таких забайкальских населенных пунктах, как Кличка, Казаново, Усугли, Чара и многих других, являются убыточными. Там реализация топлива составляет порядка 300 килограммов в сутки, то есть за день на заправки приезжают всего по 10-15 машин. Однако мы продолжаем содержать данные автозаправочные станции, — сказал Алексей Клубович.

Кроме того, по его словам, в 2017 году Нефтемаркет уплатил налогов в сумме 212 миллионов рублей. Упомянул генеральный директор компании и о том, как предприятие помогает бюджетным организациям.

— В прошлом году мы поставили бюджетным учреждениям топливо на 650 миллионов рублей. Задолженность бюджетополучателей на сегодняшний день исчисляется 40 миллионами рублей, а также 15 миллионов рублей составляет просроченный долг, — уточнил Клубович. — При этом ни с одной организации мы не взяли ни одного процента. Учреждениям, занимающимся тушением лесных и степных пожаров, в 2017 году мы поставили ГСМ на 10 миллионов рублей, а деньги получили только через год.

Выслушав все заинтересованные стороны, своим видением на решение проблемы поделился министр территориального развития Забайкальского края Виктор Паздников. Он отметил, что разделяет позицию УФАС в части необходимости развития в крае конкуренции на рынке ГСМ. «Мы намерены возобновить диалог с руководством ПАО «НК «Роснефть» в той целью, чтобы данная компания была представлена в регионе не одним, а несколькими филиалами. Важно обдумать, чем мы можем заинтересовать представителей Роснефти», — сказал министр.

Что касается депутатов, то они намерены обозначить проблему роста цен на нефтепродукты на уровне высшего руководства страны. Обращение в адрес главы государства уже подготовлено.

точка зрения

Николай МЕРЗЛИКИН, председатель комитета по экономической, инвестиционной политике и собственности Законодательного Собрания Забайкальского края:

— Проблема повышения цен на ГСМ в Забайкалье является крайне чувствительной. Депутаты нашего комитета подготовили базовые документы для обращения к Президенту РФ. Согласно регламенту работы Заксобрания, обращение должны рассмотреть члены Совета парламента. Они могут предложить направить его на обсуждение всего Заксобрания на очередной сессии. Мы же составом фракции КПРФ не собираемся ждать окончания этих процедур и намерены направить президенту России свое обращение.

Игорь ЛИХАНОВ, председатель Законодательного Собрания Забайкальского края:

— На мой взгляд, на расширенном заседании комитета состоялся конструктивный разговор по очень важной теме — стоимости ГСМ на территории Забайкалья. В докладе руководителя УФАС изложены особенности формирования цены. Обозначил свою позицию и генеральный директор ПАО «Нефтемаркет». При этом осталось еще немало неясных вопросов, связанных с работой Нефтемаркета в регионе. Полагаю, что данным заседанием обсуждение проблемы не исчерпано — депутаты Заксобрания в скором времени вернутся к ее рассмотрению. Данный вопрос нуждается в более глубоком изучении.

Автор: Юлия БОЛТАЕВСКАЯ.

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Оцените, пожалуйста, этот материал по 5-балльной шкале:

Выберите один вариант

Всего проголосовало 0 человек

07.02.2018 - 09.03.2018

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

Вверх