16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

Главная / Статьи / Святитель Мелетий

Святитель Мелетий

Фото из архива www.eparhiachita.ru

Можно назвать немало имен замечательных личностей, оставивших заметный след в истории православия в Восточной Сибири в целом и в Забайкалье в частности. Один из них – святитель Мелетий (в миру Михаил Кузьмич Якимов, 29.10.1835 – 14.01.1900), который проявил себя как талантливый церковный администратор, миссионер, богослов, проповедник и церковный историк.

А недавно в церковной жизни столицы Забайкальского края произошло неординарное событие, связанное с именем этого священнослужителя. Митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Димитрий привёз в Читу частицу мощей святителя Мелетия.

Детство и юность

Будущий святитель родился 29 октября 1835 года в семье священника села Нема (Введенское) Нолинского уезда Вятской губернии Косьмы Павловича Якимова и супруги его Александры Капитоновны. Косьма Павлович через год после рождения сына Михаила тяжело заболел и умер 18 октября 1837 года, когда мальчику не исполнилось и двух лет.

Его жена осталась с двумя детьми (старшим Павлом и младшим Михаилом) практически без средств к существованию но, несмотря на крайнюю бедность, смогла обеспечить сыновьям образование, необходимое для дальнейшего служения по духовному ведомству.

Обучаясь в Вятской духовной семинарии, Михаил принял решение посвятить себя монашеской жизни. 16 августа 1858 года он был принят в Казанскую духовную академию, где в 1859 году пострижен в монашество с именем Мелетий и в том же году рукоположен в сан иеродиакона. Однако в 1862 году юношу исключили из академии за участие в служении панихиды по крестьянам села Бездна Спасского уезда Казанской губернии, убитым при усмирении их волнения 21 апреля 1861 года.

Служение на Байкале

По указу священного синода от 9 декабря 1861 года Мелетий был послан на миссионерское служение в Спасо-Преображенский монастырь на Байкале, с правом заочно окончить обучение в Казанской духовной академии, которым он и воспользовался. За курсовое сочинение «О переводной церковно-канонической литературе в древней России» иеродиакон Мелетий был удостоен в 1865 году степени кандидата богословия.

С 5 ноября 1878 года начинается архиерейский период в деятельности Мелетия (Якимова). Он занимает должности епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии, со званием начальника Забайкальской духовной миссии (1878–1889); епископа Якутского и Вилюйского (1889–1896); епископа Рязанского и Зарайского (1896–1900).

Приезд Мелетия в Сибирь совпал с учреждением Селенгинского викариатства Иркутской епархии (1861-1893) и Забайкальской духовной миссии (1862-1918) с центром в Посольском Преображенском монастыре. 12 лет иеродиакон Мелетий, проявив незаурядные способности в миссионерском деле, трудился в забайкальских миссионерских станах: Кударинском Петропавловском (1862-1867), Тугнуйском Спасском (1867-1872), Цаган-Усунском Николаевском и Цакирском Николаевском (1872-1873). С 1862 по 1867 год в Кударинском стане отец Мелетий с одним сотрудником и одним послушником обратил и окрестил более 500 человек, в числе обращенных были даже шаманы. Далее в сане архимандрита исполнял обязанности начальника Иркутского отдела духовной миссии и настоятеля Ниловой пустыни в Саянских горах (1873-1878), обратив в православную веру 11 695 язычников.

Неутомимый строитель

В Забайкалье на долю преосвященнейшего Мелетия выпали все начинания по организации епархии. В 1880 году епископ Мелетий переезжает в Читу.

В 1884 году в день святых жен мироносец епископ Мелетий благословил первый большой крестный ход из Читы до Нерчинска с иконой Божьей Матери Торгинской. В том же году матерью владыки Мелетия Александрой Капитоновной была основана Богородицкая женская община, которая в дальнейшем превратилась в женский общежительный монастырь.

С сентября 1884 года началась постройка архиерейского дома и церкви Андрея Первозванного. Каменное здание под помещение духовного правления было готово только летом 1889 года, когда епископ Мелетий был назначен на Якутскую кафедру.

Постройка новых церквей и личное их освящение составляли для епископа Мелетия главную заботу и утешение. При его материальной помощи и по его указаниям в Чите было построено три храма (кроме домовых при архиерейском доме и при Читинской гимназии) — Петро-Павловская церковь (на архиерейской даче, 1882 г.), иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (при Читинском кладбище, 1888 г.), св. мученицы Александры (при Читинском женском монастыре, 1889 г.).

Всего же за время архипастырского служения епископа Мелетия им было построено и освящено более 80 храмов.

Литературные труды

Епископ Мелетий учредил церковное братство во имя св. братьев Кирилла и Мефодия, св. Иннокентия; открыл в Чите Читинское духовное правление, создал Читинское отделение Иркутского епархиального училищного совета при церковном братстве.

Наряду с такой насыщенной и многотрудной профессиональной деятельностью иеромонах, затем архимандрит и епископ Мелетий плодотворно занимался литературным трудом, интерес к которому проявился у него с самого начала миссионерского служения в Забайкалье. Первой его публикацией стали миссионерские отчеты, напечатанные в 1863 году в только что открывшихся «Иркутских епархиальных ведомостях». В том же году имя Мелетия появилось и в центральной церковной печати: в «Христианском чтении» публикуют «Из записок забайкальского миссионера».

Особое внимание святитель Мелетий уделял святыням Забайкалья. Одно из таких духовных сокровищ — чудотворная икона Богоматери «Споручница грешных» находилась в Троицкосавском Троицком соборе (г. Кяхта Забайкальской области). Иконописный подлинник иконы прославился в Николаевском Одрине — монастыре Карачаевского уезда Орловской епархии (ныне Брянская область).

В «Иркутских епархиальных ведомостях» Мелетий изложил историю появления в Забайкалье ее списка: «В феврале 1854 года другая точная копия с иконы Споручницы грешных была прислана подполк. Димитрием Николаевичем Бонческулом в Кяхту и передана через кяхтинского купца Луку Тимофеевича Молчанова в Троицкосавский Троицкий собор (см. Странник. 1867 г. февраль). Побуждение к тому изъяснено Бонческулом в особом письме, присланном в Кяхту. «Есть много случаев, свидетельствует этот богомолец, которых ум человеческий не может постигнуть. Воля Господа Бога живого совершается там, где Ему благоугодно. По той непостижимой для нас, смертных, воле было мне видение во сне — поставить копию с чудотворной иконы Споручницы грешных в ваш Троицкий собор. … Я видел огненный столп над сим храмом, простершийся от купола храмового до небес, и был мне глас от стоящего близ меня чернеца, чтоб икону Споручницы грешных я внес в храм этот. Я спросил, что это за храм, и в ответ сказано было: это — Троицкосавский собор».

Далее автор статьи сообщает о появлении во многих церквях Забайкалья и Прибайкалья икон и гравированных изображений этого образа, а также указывает, что причт Троицкого собора вел фиксацию происходящих чудесных случаев. В церковном архиве хранилась рукопись под названием «Описание чудес и исцелений от иконы Божией Матери Споручницы грешных, находящейся Кяхтинского градоначальства в Троицком соборе».

Научная работа

Назначение на должность начальника Иркутской духовной миссии имело большое значение не только для дальнейшей миссионерской, но и научной деятельности архимандрита Мелетия. В 1874 году он был направлен в Казанскую духовную академию — крупнейший в то время центр подготовки миссионерских кадров — с целью изучения методов перевода христианских книг на языки малых народов России. Общаясь с преподавателями Казанской духовной академии (Н.И. Ильминским и др.), Мелетий многому научился. В Казани он доработал и опубликовал привезенные с собой из Иркутска рукописи исторических трудов: в 1875 году были изданы его книги «Церковный собор в Тобольске при митрополите Филофее (1702)» и «Древние церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653–1726) и сведения о Даурской миссии, собранные миссионером архимандритом Мелетием».

Кроме Казани Мелетий побывал на родине в Вятской губернии, а также на богомолье в Москве и Киеве и, видимо, в Санкт-Петербурге, где в 1875 году вышел один из самых значительных его церковно-исторических трудов – книга «Пустынник Варлаам, основатель Иоанно-Предтеченского скита на границах Китайской Монголии, в Чикойских горах за Байкалом. Эпизод из истории русского православного миссионерства в Сибири». В нем изложен тернистый жизненный путь монаха Варлаама (в миру Василия Федотовича Надеждина) и история устройства Чикойского Иоанно-Предтеченского монастыря. Эта книга имела большой успех, и в 1883 году в Иркутске было опубликовано ее второе отдельное издание, а также перепечатка в «Иркутских епархиальных ведомостях».

Не только церковно-историческое, но и мемуарное значение имеют опубликованные в «Иркутских епархиальных ведомостях» путевые дневники святителя Мелетия, которые он вел в 1870-е годы во время совместных миссионерских путешествий с Вениамином (Добронравовым), епископом Иркутским и Нерчинским, по территории Иркутской духовной миссии. Мелетий подробно описал все события, происходившие во время этих поездок, записал проповеди владыки, скопировал важные исторические документы из церковных архивов, изложил истории построения некоторых храмов, отметил благотворителей, помогающих своими средствами содержать храмы, и т.д. Уже будучи начальником Иркутской затем Забайкальской духовных миссий, Мелетий лично составлял не менее содержательные отчеты о состоянии этих миссий и публиковал их в «Иркутских епархиальных ведомостях».

Рязанская кафедра

Будучи переведенным на Якутскую кафедру, Мелетий, несмотря на пошатнувшееся здоровье, продолжил занятия любимым делом: читал архивные дела, делал выписки, обобщал материалы. Он понимал особую важность сохранения для будущих исследователей старинных исторических документов и старался как можно больше их публиковать. В «Якутских епархиальных ведомостях» появляются его статьи с материалами о Якутском Спасском монастыре, исторические записки о Якутской епархии и др.

29 октября 1896 года Мелетий был назначен на Рязанскую кафедру, куда прибыл 17 февраля 1897 года, совершив нелегкий путь в 12000 верст. Рязанской епархией он руководил вплоть до своей кончины — 14 января 1900 года.

Епископ Мелетий (Якимов) внес существенный вклад в развитие православия в Восточной Сибири и Забайкалье, обогатив церковную историю значительным количеством исследований. Однако его обширное духовное и научное наследие еще не полностью введено в научный оборот.

В 1984 году в составе Собора сибирских святых епископ Мелетий причислен к лику святых Русской православной церкви, является местночтимым святым Рязанской, Иркутской и Красноярской епархий. Мощи святителя Мелетия были обретены 18 июня 1998 года, в том же году 18 сентября они были перенесены в Рязанский Троицкий монастырь.

Покинув Забайкалье, преосвященнейший Мелетий до самой своей смерти не прерывал с ним духовную связь: находился со многими в переписке, интересовался всеми событиями жизни Забайкальской епархии и делами своих друзей и знакомых.

30 июля 1889 года, в день отъезда, владыка пожелал записать и оставить прощальную речь для забайкальцев, обратившись к ним с такими словами:

«Мы трудились все вместе, каждый по своим силам и способностям, и на этом начале я останавливаюсь, передавая свое дело достойнейшему преемнику… Приношу вам, добрые мои споспешники, сердечную мою признательность за постоянное и неуклонное исполнение обязанностей на вас возложенных, какое привело нас к желанному результату… Итак, я уношу с собой на край света теплые чувства взаимной любви, добрые и незабвенные мои сотрудники, и не перестану молиться о вас, да вознаградит вас Господь Бог за любовь, терпение и труд…».

Автор: Материал предоставлен Тамарой КРЮЧКОВОЙ и Натальей ВОЛНИНОЙ

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Оцените, пожалуйста, этот материал по 5-балльной шкале:

Выберите один вариант

Всего проголосовало 0 человек

13.02.2018 - 15.03.2018

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

Вверх