16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

Главная / Статьи / …Зато пельменей хватит всем
В печати не опубликовано!

…Зато пельменей хватит всем

Фото Александра КАЛАШНИКОВА

Наше издание уже сообщало о проведении в Чите первого съезда руководителей предприятий и торговых компаний региона. На мероприятии стороны обсудили проблемы производства и реализации пищевой продукции, озвучили варианты и способы государственной помощи бизнесу.

Чаще встречаться

По мнению вице-премьера краевого правительства, министра экономического развития Сергея Новиченко, такой съезд требовался давно. Много накопилось вопросов у производственников и торговцев друг к другу. По инициативе губернатора, а также бизнес-сообщества региона власти края решили собрать в одном месте производственников и тех, кто реализует продукцию покупателям.

— С одной стороны, у предприятий возникают вопросы, почему их продукт не берут в торговые сети. А с другой стороны, у торговых сетей действуют определенные условия реализации товаров. О необходимости съезда говорилось еще на форуме «Инвестируй в Забайкалье», — прокомментировал министр.

Сергей Новиченко добавил, что розничная торговля занимает до 40% ВРП (валового регионального продукта). Хотелось бы, чтобы структура ВРП выглядела иначе. Но как есть, ведь порой микробизнес начинается именно с торговли. Вдобавок эта сфера деятельности создает рабочие места.

— Не понимая, что происходит на продуктовом рынке, невозможно успешно в него влиться, — добавил Новиченко. — Беспокоит, что у нас слишком много дискаунтеров, дешевых магазинов, это говорит о том, что в регионе низкая покупательная способность. Ситуацию нужно менять, создавая высокопроизводительные рабочие места.

Выступавшие следом товаропроизводители рассказали о своих проблемах и успехах. Например, директор кондитерской компании «Сладкий ангел» Елена Чевакинская перечислила, какие препятствия пришлось преодолевать, чтобы остаться на рынке. И это удалось, сегодня компания занимает места на полках читинских магазинов.

— Работаем мы в Чите более 17 лет. Ранее наша компания называлась ИП Бянкин. Несколько лет назад курс доллара вырос в два раза, подорожали мука и сахар. Вслед торговые сети стали производить собственные аналогичные кондитерские товары, пытаясь перекрыть свои расходы. Местные производители, и мы в их числе, начали испытывать трудности, — перечислила Елена Чевакинская. — Надо было выживать. Составили стратегический план, стали действовать: много учиться и учить персонал, усиливать менеджмент, внедрили систему управления на основе статистик и планирования. Мы сохранили все вкусовые качества, не отказались от натурального сырья, не перешли на более дешевые заменители. Так мы сохранили покупателя...

Изготовить — полдела.

… Нужно потом свой продукт выгодно продать. С этим у забайкальского производства порой возникают трудности и сейчас. Не все просто с реализацией и у других забайкальских товаропроизводителей. Частный предприниматель Марина Мистель занимается изготовлением мясных полуфабрикатов и хлебобулочных изделий в Борзе. Свою продукцию она реализует в районах Забайкалья.

— Хотелось бы наладить контакты с новыми торговыми сетями. Достойных производителей этих товаров в Забайкалье много. Мы до сих пор пытаемся выйти на рынок, хотя работаем уже семь лет, — сообщила она, — ищем и крупные, и мелкие магазины Читы, Могойтуя, Агинского. Пробуем реализовать продукцию в Чернышевске, Могоче. С нашей стороны, идем на всевозможные условия и требования покупателей. Сложность в том, что конкуренция высокая, а магазины не могут всех производителей охватить.

Разумеется, небольшому производству требуется помощь. По словам Марины Викторовны, поддержку оказывает министерство экономического развития края. Есть помощь от уполномоченного по защите прав предпринимателей, Виктория Бессонова содействует в установлении контакта с торговыми сетями. Получали дотации на оборудование для цехов. Недавно подали заявку на льготное кредитование.

— Наше предприятие небольшое, в нем работает 16 человек. Сырье — мясо, которое закупаем у местных фермеров. Сложней конкурировать в Чите, хороших предприятий много, поэтому надо самим совершенствоваться, в том числе и в оформлении продукции, — добавила Марина Викторовна.

ПСК «Кенонский» занимается выращиванием овощей (свекла, морковь, капуста) и картофеля на территории Читинского района. Как рассказал руководитель предприятия Александр Желтов, государство оказывает несвязанную поддержку (субсидии) на гектар производства овощей. Предприятие нуждается в субсидировании приобретения минеральных удобрений, семян, ГСМ.

— Мы находимся в зоне рискованного земледелия, потому затраты на производство продукции у нас выше, чем в других регионах. Конкуренцию выдерживать сложно. Надо продавать по цене не ниже себестоимости, — отметил руководитель. — Упаковывать в привлекательную упаковку не получается, так как это дополнительные затраты. Порядка 4 лет пытались найти компромисс с магазинами по реализации товара и пока не получается. Наши главные конкуренты — такие же товаропроизводители из других регионов: Улан-Удэ и Иркутская область. В Иркутской области дешевле электроэнергия и удобрения плюс климат мягче. В первую очередь, хочется попросить власти, чтобы они остановили рост цен на горючее. От торговых сетей жду, чтобы нашли компромисс в ценах.

По мнению руководителя, цена должна зависеть от качества. И сегодня на прилавках Читы реализуется продукция, которая хуже, чем поставляет ПСК «Кенонский». При этом в магазинах города товар, произведенный на этом предприятии, не встретишь, цены слишком высоки для наших магазинов.

Фото: http://идея-малого-бизнеса.рф

Мнение торговцев.

У владельцев магазинов свой взгляд на ситуацию. В первую очередь, выставляя товар на прилавок, владельцу магазина нужно убедиться в его качестве и безопасности. Во-вторых, нет смысла торговать продуктами, спрос на которые и так удовлетворяется сполна.

Как попасть на читинский рынок, рассказал руководитель коммерческого отдела компании «Забайкальский привоз» Роман Сукач.

— Региональные торговые сети рады видеть местных производителей и готовы помогать им в разъяснении нюансов. Плюс местного производства в том, что оно поставляет свежую продукцию. Понятно, что в крупных сетях есть бюрократические нюансы по вхождению на прилавок, — отметил Роман Сукач. — Торговцы часто сталкиваются с тремя главными вопросами: большое количество однотипного и однородного производства в одном регионе — хлеб, мясные полуфабрикаты. Отсутствие ряда необходимых документов — не бывает элементарно декларации о соответствии на товар. Такой продукт мы не имеем права продавать. Третье — слишком малый объем производства, который не может покрыть потребность торговой сети, то есть продукции хватает только, например, на утренние часы.

По данным руководителя, самая высокая доля местных производителей — в категории хлебобулочных изделий — 99%, 87% — в гастрономии: колбасы, копченая рыба. Замороженные продукты питания — 36,2%. Конкуренция по указанным товарам очень высока, тогда как можно было освоить незанятую нишу.

— Например, местным товаропроизводителям можно порекомендовать перейти на производство соков, — сообщил Роман Сукач. — Всего в месяц в нашем крае реализуется примерно 74 автофуры соков, это почти 1,5 миллиона литров. Пока наши предприятия производят однотипную продукцию — хлеб, мясные полуфабрикаты.

Далее выступавший привел пример города Железногорска Красноярского края, где есть предприятие по производству соков. Оно реализуют продукцию по всей Сибири. Логистические затраты из Красноярска перекрывают затраты забайкальского производства на электроэнергию, кроме того, розлив сока можно организовать в Краснокаменске с его более дешевой электроэнергией.

По словам эксперта от торговли, в Забайкалье выгодно производить халву на основе семян подсолнечника, выращенного на Алтае, либо в Китае. Еще один товар, пользующийся спросом, — яйцо, объем потребления этой продукции растет, а предложения не хватает, приходится возить из Улан-Удэ, Новосибирска, Красноярска.

Генеральный директор «Забайкальского Привоза» Юрий Бажин добавил, что ошибка производственников — попытки реализоваться в занятых нишах, где высока конкуренция. Порой, пытаясь начать производство, они не ведут маркетинговые исследования, будет ли товар востребован и не придется ли конкурировать с «монстрами» производства, которые прочно обосновались на рынке.

Вместе с тем магазины заинтересованы в реализации местной продукции, поскольку от этого зависит развитие региона. Юрий Бажин назвал местных товаропроизводителей «средним классом» экономики, из которого вырастает будущее Забайкалья, а потому нашему производству необходимо содействовать. Именно развитие «среднего класса» поможет справиться с безработицей и оттоком населения из региона.

Тем временем

Корпорация развития Забайкалья готова помочь местному производству в продвижении товаров. Так, региональный центр инжиниринга, работающий на ее базе, может софинансировать затраты на разработку дизайна в размере 90% от стоимости, но не более 300 тысяч рублей.

— Наша организация предоставляет большой перечень услуг, включая получение сертификатов и разрешений на новую продукцию, компенсации затрат на эти цели, — сообщил на съезде Александр Бирюков. — Мы можем предложить информацию с международных и всероссийских продовольственных выставок в Москве, где большое внимание уделяется именно современным видам упаковки. У нас этой информации практически нет.

Автор: Виолетта ВДОВЯК

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

Вверх