16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

Главная / Статьи / На страже здоровья
В печати не опубликовано!

На страже здоровья

ФОто Александра КАЛАШНИКОВА. 

Наш сегодняшний гость — заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Любовь Дубина, которая 8 июня отмечает юбилей. Мы поговорили с Любовью Евгеньевной о ее многолетней службе в управлении, а также коснулись самой горячей темы — сезона летних детских лагерей.

Задача — просветить население

— Любовь Евгеньевна, вы работаете в своей должности уже 13 лет. Как за это время изменилась работа ведомства?

— Когда было создано Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, одновременно была упразднена Государственная торговая инспекция, и полномочия по защите прав потребителей перешли к нам. Все эти 13 лет я курирую раздел защиты прав потребителей. Согласно закону, мы охраняем здоровье граждан, а, учитывая, что все граждане потребители, эти две отрасли перекликаются. Сначала было очень тяжело и непривычно, мы не понимали, чем должны заниматься. Теперь уже осознали и понимаем, что это не две ветви, а фактически одна: защита здоровья, в том числе психического, и материального состояния.

— С какими жалобами обращались к вам тогда, 13 лет назад, и какие преобладают сейчас?

— Раньше преобладали жалобы в области торговли. Сейчас в торговле люди стали разбираться и защищают права сами. Сегодня к нам больше обращаются с жалобами по поводу финансовых, бытовых услуг, приобретения сложнобытовой техники. Если раньше наш блок был надзорным, то сейчас мы работаем больше на профилактику, просвещение. Чем лучше население будет знать, как защитить свои права, тем меньше будет возможностей нарушать эти права. Мы сейчас проводим много лекций, уроков, пишем статьи в СМИ, чтобы люди знали, как защитить свои права. Если же у них не получается самостоятельно, они обращаются к нам. В последние годы мы постоянно обращаемся в суды, защищая права потребителей. В прошлом году у нас было 80 обращений в суд, мы помогли вернуть потребителям более 3 млн. рублей.

— Повысилась ли грамотность населения в области защиты прав потребителей за годы вашей работы?

— Да, люди стали более грамотными. Отмечу, что раньше мы принимали все обращения, и большая их часть служила основанием для проведения проверок. К сожалению, не все потребители добросовестны, и такой термин, как «потребительский экстремизм», тоже есть. Некоторые злоупотребляют своим правом. Чтобы этого не было, в ряд законов введены изменения, по которым теперь потребитель сначала должен защитить права сам, т.е. обратиться к продавцу или поставщику услуг. Если вопрос не урегулируется в его пользу, он обращается к нам, и его обращение становится основанием для проведения проверки.

Летний сезон наступил

— Оздоровительный сезон для детей уже стартовал, и вашему ведомству прибавилось забот. Расскажите, в чем заключается ваша работа в течение сезона летних лагерей?

— Летняя оздоровительная кампания — это дополнительная жизнь нашего управления. На самом деле она не летняя, для нашего управления она стала круглогодичной. Как только заканчивается летний сезон, идет подготовка предписаний для хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления: что делать, чтобы открыть лагерь на следующий год. В этом году появились новшества. В санитарные правила по всем видам и типам летних оздоровительных учреждений введен пункт: они могут открываться только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. Нам нужно выдать 561 такое заключение. Работа ведется очень активно: необходимо провести экспертизу всех документов, обследовать лагерь и на основании этого решить, соответствует лагерь санитарным требованиям или нет. С 1 июня мы уже проверяем лагеря дневного пребывания, их достаточно много — 490. Часть проверок будет плановой, часть внеплановой по поручению правительства. С 4-5 июня открыта основная масса загородных лагерей, их в этом году 43, из них 7 — санаторного типа, 7 — палаточных. Работы будет достаточно. Наша задача охватить все лагеря проверками, причем постановлением правительства предусмотрена кратность проверок: не чаще, чем один раз в смену.

— Сколько специалистов выезжает в лагерь?

— Не менее двух, иногда три-четыре. Обычно это один специалист от нашего Управления и один от Центра гигиены. Помощники санитарных врачей, которые помогают нам в обследовании лагеря, проводят отбор проб объектов внешней среды. Они успевают за день посмотреть в среднем два лагеря. Из 43 лагерей почти половина приходится на наше Управление. Мы осуществляем надзор и в Читинском районе, в котором располагается основная масса лагерей.

— Какие нарушения наиболее типичны в летних лагерях?

— В организации питания. Несмотря на то, что мы проводим обучение и персонала пищеблоков, и медицинских работников, все равно человеческий фактор имеет место быть. Чаще всего это несоблюдение маркировки, перекрещивание сырья и готовой продукции, много нарушений по мытью посуды, температурному режиму, несоблюдение товарного соседства в холодильниках. По самой организации питания: бывают недовложения или, наоборот, излишнее вложение жира или углеводов. Мы контролируем не только безопасность, но и качество питания, рекомендуем, чтобы поставщики старались давать в лагеря, например, не обычное молоко, а обогащенное микроэлементами и витаминами, чтобы дети в лагере действительно получали оздоровительный эффект. Что касается размещения детей, практически ежегодно бывают такие нарушения, как несоблюдение площади на одну койку, недостаточное количество персональных тумбочек, шкафов, сушек для одежды.

Здоровье детей — на первом месте

— Часто ли бывают претензии к качеству воды в лагерях?

— За последние годы претензий к воде не было. Сейчас загородные лагеря в основном переходят на бутилированную воду, детям выдают воду в бутылках, и они не пьют из случайных источников. Что касается кухни, то вода, используемая в пищеблоке, берется из скважин и полностью отвечает санитарным требованиям. Иногда отмечается незначительное превышение нормы железа.

— Насколько мне известно, в Забайкалье случаи массовых отравлений в летних лагерях довольно редкое явление?

— К сожалению, в прошлом году мы прогремели на всю Россию: было два случая групповых заболеваний в летних загородных лагерях «Энергетик» и «Аргунь», вызванных кишечным вирусом, это была ротавирусная и норавирусная инфекция. Инцидент произошел по вине медицинских работников, которые своевременно не изолировали первых заболевших, и, как результат, инфекция распространилась контактно-бытовым путем. Заболевание не было связано с пищеблоком. Свою лепту вносят и родители. Мы везде и всюду про это говорим: родители должны быть спокойны, детям дают достаточно еды, они не голодают, и не надо им везти в 36 градусов жары чебуреки, торты, арбузы и другие скоропортящиеся продукты. Во всех лагерях на входе висят списки запрещенной и рекомендуемой продукции. Тем не менее, когда мы заглядываем в тумбочки, чего только там не обнаруживаем, вплоть до тортов с кремом. Привлекаем за это к ответственности вожатых, потому что они недоглядели.

— Что вы ожидаете от нынешнего летнего оздоровительного сезона?

— Мы провели однодневный семинар с начальниками лагерей и лицами, ответственными за организацию отдыха в районах, а также с медицинскими работниками, разработали все методические документы о том, какие действия должно осуществлять руководство лагеря в случае массовых инфекций, отравлений и т.д. Очень хочется надеяться, что все это будет соблюдаться, и лето мы проживем в плановом режиме без чрезвычайных ситуаций. Много вопросов на семинаре уделялось не только профилактике инфекционных заболеваний и травматизма, но и подготовке игровых, спортивных площадок, путей передвижения. Во многих оздоровительных учреждениях сейчас установили водоподогреватели в помещениях, где дети моют руки перед приемом пищи. К сожалению, у нас очень мало загородных лагерей, имеющих отопление, поэтому мы поздно открываем летние оздоровительные смены. А если бы было отопление, можно было бы и начать пораньше, и закончить попозже. Сейчас организовать отопление проще, не надо тянуть трубы от котельной, есть альтернативные способы. Мы тоже за это ратуем. И охват детей тогда будет больше, и стоимость путевок гораздо ниже.

— Какова ситуация с защитой детей от клещевого энцефалита?

— Основная масса лагерей находится в лесной зоне, поэтому их территория подвергается не только обработке, но и предварительной подготовке, очистке от сухостоя, прошлогодней травы, иначе обработка будет неэффективной. Обработка проводится один раз, перед началом смены. Если смен несколько, то перед сменами проводят обследование. И если обнаруживают клещей, то назначается повторная обработка, после нее тоже проводится обследование. Отдельные категории детей, которые в течение года занимаются спортом и туризмом, ходят в походы, должны быть привиты от клещевого энцефалита. Для остальных детей эта прививка не обязательна, самое главное — личная профилактика: правильная форма одежды, обработка специальными средствами, периодические само- и взаимоосмотры. На эту тему мы проводим лекции с медработниками и вожатыми.

Дубина Любовь Евгеньевна родилась 8 июня 1958 года в селе Мерке Джамбульской области (Казахстан). Окончила санитарно-гигиенический факультет Иркутского медицинского института (1983). Главный санитарный врач Сонтарского района, Якутия (1983-1989). Заведующая санитарным отделом, государственный санитарный врач Читинского района (1989-1999). Заведующая санитарным отделом гигиены областного центра Госсанэпиднадзора (1995-2005). Заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю (с 2005 года по настоящее время).

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Оцените, пожалуйста, этот материал по 5-балльной шкале:

Выберите один вариант

Всего проголосовало 0 человек

08.06.2018 - 08.07.2018

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

Вверх