16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

Главная / Статьи / По дороге в другую Степь

По дороге в другую Степь

Евгений ЕПАНЧИНЦЕВ (фото).

Рыжие сопки и пронзительно синее небо. Эти просторы похожи на африканскую саванну, не хватает лишь погони гепарда за своей добычей. Порыв ветра поднимает хрустящую желтую пыль, сухую степную траву и “монетки” опавшей листвы.

— Я здесь впервые увидел песчаную бурю, мне сказали — наш “забайкальский дождь”. Что впечатлило, когда приехал сюда, так это сухой и ветреный климат, — делится молодой прораб Игорь Ляльков. Мы на площадке, где протянулась стрелой взлетно-посадочная полоса аэродрома. Вдалеке шумит техника: кладут бетон. — Аэродром Степь — первый в моей жизни, — гордо добавляет Игорь.

Несмотря на отставание от графика, реконструкция военного аэродрома в Степи более чем заметна. Рядом с объектом — ряды синих домов вахтового поселка, со всеми удобствами современной цивилизации. На производственной площадке груды песка, щебня… Два ярких пятна посреди скромного степного пейзажа — цементные заводы.
На два часа нашим экскурсоводом становится Андрей Костин, руководитель проектного офиса на аэродроме в Степи (офис принадлежит ФГУП Строительство аэродромов и дорог при Спецстрое России). Но сперва мы узнаем, что сегодня на объекте работают два филиала ФГУП “ГУ СДА при Спецстрое России": Новороссийский, который осуществляет строительно-монтажные работы, и Ефремовский филиал, который обеспечивает СМР техникой.
Интернет и горячая вода
Строители аэродрома, среди которых как приезжие, так и забайкальцы, живут в современном вахтовом поселке. На радость рабочему народу — стабильное холодное и горячее водоснабжение, электричество, тепло, канализация. Есть телевизоры, возможность пообщаться с близкими по интернету.
В вахтовом поселке действует медицинский пункт, (доктора контролируют физическое состояние механизаторов, оказывают первую помощь), столовая с трехразовым питанием на 80 мест. Помимо столовой на территории поселка находится магазин, где можно приобрести вещи первой необходимости.
Комендант вахтового городка читинец Виталий Соловьев рассказывает, что сейчас здесь живет 410 человек, а рассчитан городок на 450 человек.
— К нашему климату домики приспособлены. Летом — кондиционеры, зимой — радиаторы. Рабочий день длится с 7 утра до 7 вечера. 1 час обед. Некоторые еще и в ночную работают, — говорит Виталий.
Разумеется, заходит разговор, о том, не балуют ли здесь со спиртным. Андрей Костин поясняет, что в вахтовом поселке и на рабочих местах действует строжайший сухой закон: так что с собой не принесешь. Люди, конечно, попадаются разные: особо талантливые бывает ухитряются. С нарушителями порядка начальство не церемонится, увольняют сразу же. Но и рабочие не рискуют, поскольку не так много в округе мест, где можно заработать. Рисковать глупо: зарплата здесь в два раза выше, чем в среднем по Забайкалью.
Отставание
Рядом с цементным производством разместились склады “инертного” материала — песка из ясногорского месторождения, расположенного в 48 километрах отсюда, и щебня из ононских и адриановских карьеров. Цемент завозится из Тимлюя (Республика Бурятия), металл из Читы и других регионов.
— Проблемы есть с доставкой песка, щебня, крупнообломочных грунтов. Дело в том, что постановление Правительства РФ диктует ограничения по нагрузке на ось. Фактически, если следовать этому постановлению, то самосвал грузоподъемностью 25 тонн должен везти всего 10-11 тонн, а транспортным компаниям это невыгодно. За счет этого и началась нехватка материала, — поясняет Андрей Костин — Мы решаем эту проблему на уровне главного федерального инспектора и правительства края, нам стараются помочь, переходим на поставки по железной дороге. Но отставание не вернешь — порядка 5-6 месяцев.
На производстве бетона постоянно контролируется плотность и прочность, отвечает за это Наталья Горбунова, начальник строительной комплексной лаборатории. Наталья приехала в Степь из Краснодарского края.
Под подчинением начальника новороссийского филиала Николая Зиновьева работает коллектив в основном из жителей Забайкалья. Всего в новороссийском филиале трудится 450 человек, в ефремовском филиале — 104 человека. Николай отвечает за строительно-монтажные работы.
— У нас два бетонных завода: “Liebherr” выдает 150 кубов бетона в час и “ARCEN COMPACTA” с выдачей 250 кубов в час, — делится Николай. Специалисты не устают хвалить эти заводы, говорят, что надежные и производительные.
Наука о взлетной полосе
Свою порцию похвалы получает и техника, задействованная на строительстве взлетной полосы. Это бетоноукладчик, текстурировщик, автогрейдер. Техника импортная, фирмы “Gomaco”, с электронной системой навигации, что исключает ошибки в работе.
Длина взлетно-посадочной полосы аэродрома после реконструкции будет 3 километра вместо прежних 2,5 км. Ширина — 44 метра. На аэродроме задействовано 380 человек. Реконструкция сложнее, чем новое строительство, и дороже, говорят специалисты, ведь приходится ломать старое. Раньше взлетные полосы и рулевые дорожки были вымощены аэродромными плитами. Их снимают, аккуратно складируют возле строительной базы, а вместо них делают новый тип покрытия — монолитный бетон в два слоя. Нижний слой — “тощий” бетон, а второй — марочный, особо прочный.
Разумеется, суровый забайкальский климат влияет на работу. Специфика строительства взлетной полосы в том, что укладывать бетон можно с мая по начало октября, и никакого тебе зимнего экстрима, как это бывает на стройке зданий, например, в Чите.
Александр, производитель работ, поясняет, что на готовом бетоне обязательно делаются швы, которые при перепадах температур — расширении и сужении бетона исключат его деформацию. По бокам полосы обустраиваются лотки для отвода дождевых и талых вод. Благодаря особой технологии укладки бетона на этот аэродром будут садиться не только военные, пассажирские, но и тяжелые самолеты.
— Строительство аэродрома делится на три этапа, — поясняет Андрей Костин. — Первый этап (срок окончания — 2016 год) — возведение всех плоскостных сооружений — искусственной взлетно-посадочной полосы, всех рулевых дорожек, магистральной рулевой дорожки. Также в рамках первого этапа планируется отстроить место стоянки и технический пункт подготовки самолетов, здание командно-диспетчерского пункта, аварийно-спасательной станции и три казармы. Будет установлено радиотехническое и светосигнальное оборудование. Второй этап реконструкции — сооружение укрытий для самолетов и складов. Третий этап — строительство инфраструктуры аэродрома и жилья.
Строить — это здорово!
Первый этап реконструкции аэродрома стоит 7 миллиардов 800 миллионов рублей, освоено 1 млрд. 100 млн. рублей. Уже готовы 2 километра 700 метров полосы. Капониры или укрытия для самолетов будут в основной массе снесены, а на их месте появятся более вместительные.
Отстраивая заново здания аэродрома, строители говорят, что грунты здесь плохие. Приходится их вынимать и заменять на крупнообломочный щебенистый грунт. По словам Дмитрия Шевченко, производителя работ Новороссийского филиала, фундамент аварийно-спасательной станции — монолитная конструкция, единая плита толщиной 50 см. Перед тем, как закладывать фундамент, строители заменили грунт на глубине 4,5 метров. На главной полосе аэродрома также, по технологии, заменили и уплотнили грунт, его уже израсходовано почти миллион кубов.
Андрей Костин не скрывает своей радости, что довелось работать на строительстве аэродрома. “Много было в жизни дорог, аэродром для меня первый. Работая здесь, учусь и восхищаюсь тем, что можно делать. У нас самая передовая техника. Вообще строить — это здорово. Как и то, что здесь будет новая инфраструктура, это даст людям работу, достаток и надежды на лучшее…

Досье ЗР

Степь — военный аэродром 1 класса в Оловяннинском районе Забайкальского края, восточнее поселка Степь. В ноябре 2010-го был закрыт. С 2013 года по настоящее время находится на реконструкции. В различное время на аэродроме базировались:

6-й бомбардировочный авиационный полк (1969-1990);
58-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков (1969-1990);
266-й штурмовой авиаполк (Су-25) (1990-2010).

Автор: Виолетта ВДОВЯК.

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

Вверх