Меню
16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

02.10.2015 10:48 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 182 от 02.10.2015 г.

Анатолий ЧУМИЛИН: “Впереди нас ждет еще один непростой год”

Автор: Марина ПРОКОПЕЦ.

Фото Евгения ЕПАНЧИНЦЕВА.

Министр образования края пообщался с журналистами “ЗР” в рамках проекта “Гость редакции”. Поскольку встреча проходила накануне сразу двух отраслевых профессиональных праздников — Дня дошкольного работника и Дня учителя, — беседу мы начали именно с вопросов дошкольного и школьного образования, на которые получили развернутые и весьма откровенные ответы. Что было, что будет в системе образования региона и чем сердце успокоится у забайкальских педагогов — читайте в сегодняшнем интервью.

Места в садах не продаются

— Анатолий Георгиевич, 16 сентября в микрорайоне Девичья сопка Читы состоялось открытие детского сада “Солнышко”, рассчитанного на 75 детей в возрасте от двух до семи лет. Сколько всего дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях планируется создать в этом году в крае?

— На 2015 год запланировано введение 1693 дополнительных мест. В данном вопросе мы неукоснительно следуем “дорожной карте”, в соответствии с которой нам выделяются средства из федерального бюджета.

Мы построили прекрасный детский сад на 240 мест на станции Карымская с говорящим названием “Сказка”. Таких учреждений в городах-то либо единицы, либо вовсе нет! Возведением занималась серьезная компания, поэтому за качество и соблюдение сроков работ мы были спокойны. И все наши ожидания оправдались. Введение объекта в эксплуатацию позволило полностью ликвидировать там актуальную очередь в детские сады.

Кроме того, детсад на 35 мест открылся в селе Мирсаново Шилкинского района на базе местной школы. Подобные рационализаторские решения, когда сады создаются в школах, некоторые не одобряют, однако я считаю, что это позволяет решать вопрос занятости детей дошкольного возраста в условиях ограниченного финансирования, задействовать свободные помещения, имеющийся пищеблок, экономить на коммунальных расходах, содержании охраны. Взять, например, школу на 600 мест в селе Догой Могойтуйского района, где на сегодняшний день учатся около ста детей. Естественно, что разумнее всего детский сад открыть под ее крышей, что и было сделано. С учетом этого опыта, готовится список школ, заполненных меньше, чем наполовину. Их площади мы будем задействовать не только для создания дошкольных образовательных учреждений, но и для организации работы учреждений культуры, к примеру, библиотек, а также местных ФАПов.

Говоря об Агинском Бурятском округе, где в настоящий момент наблюдается высокая рождаемость, нельзя не упомянуть о строительстве большого детского сада на 320 мест в селе Могойтуй. Это будет без преувеличения грандиозное сооружение. Его начали возводить в прошлом году прямо в чистом поле, а сегодня вокруг уже появились жилые дома.

Среди больших объектов, строительство либо реконструкция которых идет сегодня в крае, можно выделить и сад в Ясногорске на 300 мест, в Сретенске на 110 мест, в Чите — в районе Соснового Бора — на 192 места. После расширения площадей в пяти имеющихся ДОУ у нас появятся 150 дополнительных мест. Нужно заметить, что, несмотря на завершение федеральной программы, о чем сообщил министр образования Дмитрий Ливанов, возведение детских садов в Забайкалье будет продолжаться. Сегодня мы имеем задел на миллиард рублей, поэтому работы предстоит немало.

— Какова на сегодняшний день очередь в детские сады? Судя по тому, что в них попали далеко не все трехлетки, очередь среди детей с трех до семи лет к 2016 году ликвидировать не удастся.

— В краевом центре актуальная очередь среди ребятишек трех-семи лет в дошкольные образовательные учреждения сегодня (24 сентября, — “ЗР”) составляет 1409 детей. В целом по краю в системе электронной очереди зарегистрированы 3733 ребенка этого возраста.

Той суммы, которая определена нам в федеральном бюджете, не хватает, чтобы обеспечить местами в детских садах абсолютно всех ребятишек. Закрыть потребность в дошкольном образовании в определенной степени мешают миграционные процессы в крае. Из сел люди стремятся перебраться поближе к районным центрам либо переезжают в Читу, в итоге очередь распределяется неравномерно. В некоторых населенных пунктах учреждения заполнены частично, а в забайкальской столице, Читинском районе спрос на места в детских садах увеличивается. Если бы сейчас очередь распределить по всем имеющимся в системе дошкольного образования учреждениям, в ней не осталось бы ни одного ребенка старше трех лет.

— Вы упомянули об электронной очереди, которая введена в Забайкальском крае два года назад. Как оцениваете ее эффективность в плане учета детей, нуждающихся в местах в ДОУ, проведения распределения в детские сады?

— Электронная очередь позволяет нам видеть узкие места в системе дошкольного образования — где есть очередность, а где ее нет. Благодаря ей можно легко отследить ситуацию в каждом районе и населенном пункте края, а после сделать вывод — существует ли там необходимость строительства нового детского сада, расширения имеющегося.

Я убежден, что введение электронной очереди на сто процентов исключило коррупционную составляющую при поступлении в детские сады. Просто так попасть в очередь сегодня невозможно. В этой связи хочу предостеречь земляков, если кто-то надеется обойти распределение посредством автоматизированной информационной системы, устроить ребенка в сад за деньги, пусть не рассчитывает на этот трюк. Он попросту выкинет деньги на ветер. Такие случаи у нас уже были, когда люди писали жалобы, мол, заплатили за место в ДОУ якобы сотруднику комитета образования, который после “сделки” скрылся в неизвестном направлении, а они в итоге остались без денег и без садика. Поймите, места в садах не продаются, это не хлеб или мясо.

Закрыть школу — потерять село

— Анатолий Георгиевич, Вы уже сказали о намерении более рационально использовать свободные площади в малокомплектных школах края, однако все-таки создается впечатление, что образование — менее затронутая оптимизацией сфера, нежели, к примеру, здравоохранение. Такая работа в щадящем режиме продолжится или учреждениям готовиться к возможным объединениям и сокращениям?

— В следующем году стартует программа модернизации школьного образования, рассчитанная до 2025 года. И модернизация в данном случае подразумевает улучшение, а не сокращение. Речь идет о двух этапах строительства школ, для чего из федерального бюджета планируется выделить приличную сумму — около трех триллионов рублей. На первом этапе предполагается снятие напряженности в учреждениях, где есть вторая и третья смены. В Забайкальском крае это прежде всего учреждения Читы. В 2016 году здесь планируем начать строительство трех школ — двух в Центральном районе города и одной в Черновском.

При определении площадок мы столкнулись с проблемой отсутствия свободных земельных участков, пригодных для возведения подобных объектов. Если в КСК этот вопрос еще решаемый, то в центре города мест нет. Мы просмотрели все варианты и приняли решение пойти по другому пути — строить школы на территории имеющихся. Это даст возможность решить еще одну проблему — подведения необходимых коммуникаций.

Напомню, что в текущем году мы запустили новую школу в Александровке, до конца года планируем ввести школу в селе Черемхово Красночикойского района. Продолжается возведение школ-садов в Большой Туре, Кадахте и Сохондо, хотя собственных средств нам катастрофически не хватает, и в этой связи крик души жителей Баляги или Могзона нам понятен.

Что касается возможного закрытия малокомплектных школ — никому не в обиду будет сказано, — среди них действительно есть бесперспективные, которые в этом году выпускали двух-трех учеников. Хотя почему у нас задерживается заработная плата педагогам и наблюдается неисполнение президентских указов по ее выплате? Дело в том, что большая часть средств уходит на содержание учреждений, которые должны были прекратить свою работу либо сократиться на энное количество сотрудников вследствие оптимизации. Была даже определена сумма, которую удалось бы сэкономить региону благодаря ее проведению — свыше 1 млрд. 250 млн. рублей. Но мы прекрасно понимаем: если на селе закроем малокомплектную школу, село потеряем, поскольку она является там культурным центром, объединяет местное население, дает рабочие места. Чтобы закрыть школу, нам необходимо согласие всех жителей, а кто же будет рубить под собой сук?!

— Летом и особенно активно накануне 1 сентября в России обсуждался вопрос о возможном переносе начала учебного года на полмесяца вперед, введении в стране скользящего графика начала занятий в школах. Дескать, это в том числе должно способствовать развитию международного и внутреннего туризма в бархатный сезон. Как Вы относитесь к такой перспективе?

— Учебный год и в советский период, и в современной России традиционно начинался 1 сентября — в День знаний. Если вводить какие-то новые графики, сдвигать начало занятий на 15-е число или даже принимать детей с октября, смысл праздника потеряется. Все первоклашки знают, что именно в этот день нужно идти в школу. Поэтому смещать сроки — не совсем хорошая затея. Это мнение не только мое, но и моих коллег, а также родителей, которые обращались в министерство с данным вопросом. Мы их успокоили, что это было только предложение, которое вынесли на суд общественности. И общественность Забайкальского края отреагировала однозначно — учебный год, как и прежде, должен начинаться в первый день осени.

— В социальных сетях уже продолжительное время обсуждается вопрос о запрете преподавания в школах предмета “Основы православной культуры”, а также любого другого предмета, навязывающего детям религиозные взгляды, что противоречит 14-й статье Конституции РФ...

— Предмета “Основы православной культуры” у нас нет. Тот, что преподается в забайкальских школах, называется “Основы религиозной культуры и светской этики”. В его рамках предусмотрены шесть модулей, и каждый ученик вправе выбрать любой из них, будь то изучение культуры одной из четырех основных мировых религий, либо знакомство сразу с четырьмя, либо освоение основ светской этики. Подчеркну, что “Основы религиозной культуры и светской этики” — предмет, дающий не теологические, а культурологические знания. И преподают предмет самые настоящие педагоги, а не представители разных конфессий.

— А с их стороны были попытки зайти в школы?

— Да. Даже если служители церкви сообщают о наличии у них педагогического образования, допустить их к работе с детьми мы не имеем права.

“Мертвых душ” вычеркнули из ссузов

— На одном из заседаний краевой антикоррупционной комиссии обсуждался вопрос существования “мертвых душ” в системе забайкальских ссузов. Эта ситуация меняется в лучшую сторону?

— Ситуацию удалось изменить и навести в ссузах относительный порядок. Своим коллегам я поставил задачу — при посещении учебных заведений проверять личные дела студентов, состав групп, записи в журналах и т.д. Как следствие, в ряде учреждений среднего профессионального образования в этом году образовался недобор. Если анализировать обстановку в целом по краю, нынче в ссузах наблюдался прирост студентов, а в городских во время вступительной кампании вообще был аншлаг. В частности, высокий конкурс отмечался по педагогическим специальностям.

— Что касается нужных для Забайкалья специальностей, например, руководители строительных компаний региона говорят, что у нас не хватает каменщиков, на них нынче был набор?

— Насчет каменщиков я бы поспорил. По крайней мере, заказов на их обучение от потенциальных работодателей нам не поступало. Видимо, строителям выгоднее все-таки привлекать иностранную рабочую силу, нежели трудоустраивать своих рабочих, даже если таковые имеются.

В минувшем году в соответствии с потребностью регионального рынка труда у нас была открыта подготовка по специальностям: “автоматические системы управления”, “автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)”, “теплоснабжение и теплотехническое оборудование”. В нынешнем начата подготовка по специальностям “страховое дело”, “садово-парковое ландшафтное строительство”.

— Программы по обмену студентами в связи с санкциями против России и ответными мерами нашей страны в отношении США и стран Евросоюза в Забайкалье сегодня свернули?

— Любая программа рассчитана на определенный эффект. Обмен студентами проводился с целью погружения в ту или иную языковую среду, приобретения молодыми людьми необходимых коммуникативных навыков, знакомства с культурой участвующей в программе страны. По сути же молодежь сравнивала, как живется на родине, как в гостях, и делала определенные выводы. На каком-то этапе могла включиться пропаганда, что сегодня крайне нежелательно, ведь мы не хотим, чтобы отечественная история, роль России в мировой истории кем-то переписывались или трактовались в искаженном виде.

— Какова на сегодняшний день ситуация по выплате заработной платы педагогам?

— Мы полностью рассчитались за август, выдали аванс за сентябрь. Вопрос по выплате зарплаты решен у нас на ближайший месяц.

Финансирование отрасли в текущем году сначала планировалось в размере 14 миллиардов рублей, потом бюджет системы образования края урезали до 12,4 миллиарда, а на 2016-й финансирование запланировано в районе 9,3 миллиарда рублей, хотя цифры не окончательные и наверняка будут меняться. Одним словом, впереди нас ждет еще один серьезный, даже непростой год.

— Какую оценку Вы бы поставили патриотическому воспитанию молодежи в рамках празднования 70-летия Победы? Все ли было сделано правильно?

— Мероприятий в течение года проводилось множество. Действительно, перебор в вопросе военно-патриотического воспитания мог, наоборот, вызвать отторжение у населения. К счастью, этого не произошло — чувство меры организаторов не подвело. Мы видели, что молодежи, школьникам нравилось участвовать в праздничных конкурсах, концертах, изучать историю своих предков — участников Великой Отечественной, писать сочинения на тему войны. Однако я считаю, что историю своей страны нужно изучать не по круглым датам, а постоянно и ненавязчиво. Тогда она на самом деле останется в памяти людей, а не только в сценарии праздника к Дню Победы.

— Анатолий Георгиевич, в этом году старейшей газете страны исполняется 110 лет. Что для Вас “Забайкальский рабочий”, и удается ли вообще листать свежую прессу, учитывая высокую занятость?

— С “Забайкальским рабочим” связана моя юность, когда в деревне был недостаток информации. Были газеты, журналы, кино, иногда приезжала агитбригада с концертом, и вся деревня ломилась туда. Сейчас, если у меня есть свободная минутка, новости смотрю на айпаде — пролистываю местные сайты, поэтому всей оперативной информацией владею. Я бы рад почитать газету, но у меня попросту не остается сил. Люблю книги, хотя времени на них нет. Могу себе позволить минут 15 книгу почитать и тут же уснуть. Встаю утром под телеканал «Россия 1», иногда включаю «Россия 24». В течение дня, в основном во время обеденного перерыва, захожу в Интернет, узнаю, что в стране творится. Вечером смотрю по телевизору новости.

Я противник “желтой” прессы. Бывает, что даешь интервью, а оно выходит с домыслами и искажениями, поскольку мнение журналиста ставится во главу угла. Это неправильно. Хотя, оговорюсь, средства массовой информации должны быть свободны от любого влияния, и у корреспондентов должно быть свое мнение, но при этом газета обязана отражать то, что реально в жизни, быть объективной.

— В этом мы с Вами солидарны. Спасибо за интересную беседу.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.