Меню
16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 65-66 от 12.04.2016 г.

Читинские электрички: дорого, но везут

Автор: Виолетта ВДОВЯК

Фото: Анатолий ЯКИМОВ

Пригородный железнодорожный транспорт в Забайкалье переживает постоянные трудности. То цена проезда становится «космической», то возникает угроза отмены всех поездов. Народ на эти потрясения реагирует болезненно, ведь многим из тех, кого называют «рядовыми гражданами-бюджетниками», часто приходится перемещаться за город и обратно.

Так уж повелось ещё со времен советского государства, что пригородный железнодорожный транспорт был нерентабелен. При этом пассажирами оплачивалась не вся стоимость билета, а только лишь её часть, остальное возмещалось из других источников. В дореформенные годы компенсация проезда шла из грузовых железнодорожных перевозок. После реформы российских железных дорог обязанность обеспечивать убыточные электрички перешла к регионам. Дорого или дёшево в итоге стоил и стоит билет, но без компенсации те суммы, которые платил бы пассажир, возросли в два-три-десять раз. В ценах 2014-го в первой зоне проезда тариф с компенсацией равнялся 22 рублям, а без компенсации стоимость проезда составляла 90 рублей. 

Итак, по новым правилам наш регион должен возмещать долю стоимости билетов, причём немалую. Однако для Забайкальского края с его хронически дефицитным бюджетом это оказалось не под силу. Год за годом у администрации региона копился долг перед пригородной компанией. При этом власти пытались заменить электрички автомобильными перевозками, но по 79 населённым пунктам Забайкалья это оказалось невозможно, ведь железная дорога, как бы высокопарно это ни звучало, — единственная связь с миром.

В начале 2015-го и вовсе сложилась критическая ситуация, началось противостояние краевых властей и пригородной компании. Существующий долг Забайкальского края перед ОАО «ЗППК» приблизился к двум миллиардам рублей. Возникла реальная угроза отмены всех пригородных поездов, плата за проезд выросла в несколько раз. Спасло ситуацию вмешательство Президента Владимира Путина. Пригородная лихорадка отступила, положение стабилизировалось. Но денежных средств у региона не прибавилось, его слабая экономика с началом кризиса в стране стала еще слабее. И ясно одно, как бы ни повышалась стоимость проезда, какие бы подводные течения этому ни способствовали, у Забайкальского края нет и не будет в ближайшие годы достаточного финансирования для компенсации убытков железнодорожного пригородного транспорта. Регион вывезет этот груз только лишь вместе с федеральным центром, и то если Федерация большую часть необходимой суммы возьмет на себя.

Центр пока не помог

На федеральном уровне проблемам пригородных железнодорожных перевозок уделяется пристальное внимание. Пока финансовой помощи на то, чтобы электрички остались и билеты на проезд в них не росли нынешними темпами, наш регион не получил.

Как говорит врио министра территориального развития края Александр Бутырский, власти Забайкалья могут потратить из краевого бюджета в этом году на компенсацию расходов по электричкам лишь 20 миллионов рублей.

— Тема пригородных перевозок обсуждалась в этом году неоднократно. Был разработан новый вариант договора властей с Забайкальской пригородной пассажирской компанией, — рассказывает Александр Бутырский. — Мы подписали его, отправили в адрес ЗППК. Пока обратной связи нет. (На момент подготовки материала в печать, информации о подписании договора еще не было, авт.) Сложность в подписании договора состоит в том, что стороны должны договориться на взаимоприемлемых основаниях. Но Забайкальский край не может выплатить все выпадающие доходы, которые складываются при тарифном регулировании. При этом у пригородной компании складываются убытки в 352 миллиона рублей. В бюджете Забайкальского края есть только 20 миллионов рублей на эти цели. И к слову, уже в этом году на 10 процентов повысили стоимость билетов.

Усилия прошлого года по получению помощи Федерации ни к чему не привели. Хотя есть поручения самого высокого уровня, Министерство финансов РФ никаких целевых дотаций нашему краю не предоставило.

ЗППК продолжает возить пассажиров по всем маршрутам, власти региона — добиваться поддержки из центра. Недавно руководство Забайкальского края вновь обратилось с письмом о содействии в решении проблемы к заместителю председателя правительства Аркадию Дворковичу, кому Президент и поручил курировать вопрос с электричками. Пока ответ не пришёл.

Цена билетов уже достигла своего предела

То, что в ситуации с электричками наметилась некая стабильность, подтвердил и Николай Гаджала, генеральный директор ЗППК. В Забайкальском крае курсирует 47 пригородных поездов, пока их количество не сократится. Тем не менее стоимость проезда с января повысилась на 10 процентов. Останется ли она на прежнем уровне?

— Финансовое положение пригородной компании очень сложное, на компенсацию расходов по перевозкам в 2016 году необходимо 352 миллиона рублей. Краевой бюджет может предоставить только 20 миллионов рублей. По этой причине долгое время не подписывался договор с властями Забайкалья о компенсации затрат на пригородные перевозки, — сообщил Николай Гаджала. — Но договоренность достигнута, и, думаю, документ будет подписан в ближайшее время.  (На момент подготовки материала в печать, информации о подписании договора еще не было, авт.) 

По словам руководителя ОАО «ЗППК», в 2015 году был разработан региональный комплексный транспортный план на 2016-2018 годы, в котором предусмотрены перспективы развития пригородных железнодорожных перевозок, который утверждён губернатором края и согласован Минтрансом РФ. В этом плане предусматривается долевое участие краевых и федеральных властей в компенсации расходов на электрички. Ожидалось, что определённая сумма из федерального бюджета будет выделена еще в 2015 году.

С 1 января 2016 года региональная служба по тарифам увеличила стоимость билета. Теперь билет в первой зоне проезда стоит 38 рублей.

— В ближайший год плата увеличиваться не будет, — заверил руководитель ЗППК. — Наверное, это уже тот предел, который нельзя перешагивать, доходы у людей, пользующихся электричками, не растут. При этом постоянно задается вопрос об обоснованности тарифов на пригородные перевозки, об обоснованности затрат ОАО «РЖД».

Этой весной пригородной компании исполняется четыре года. Из-за экономических проблем бывали задержки зарплаты персоналу. Сейчас деньги выплачиваются вовремя, но образовались долги перед Пенсионным фондом.

— Мы надеемся, что финансовая поддержка из федерального центра поступит. Причем федеральные власти в лице министерства транспорта периодически запрашивают информацию о текущей ситуации и состоянии пригородных железнодорожных перевозок, такие запросы направлены и в ЗППК, и в администрацию края, — добавил Николай Гаджала.

В настоящее время перевозки пассажиров пригородными поездами осуществляются в соответствии с заявкой края. В Забайкалье действуют льготы для различных категорий граждан. Подписан договор на перевозку региональных льготников, они могут покупать билеты за половину стоимости.

Одним из наиболее крупных расходов, которые несёт компания, является плата за аренду подвижного состава. ОАО «РЖД» совместно с правительством края в течение 2015 года активно пытались урегулировать проблему пригородных перевозок в Забайкальском крае на правительственных комиссиях по транспорту.

— В первые два года нашей работы нам стабильно предусматривали и выплачивали по 112 миллионов рублей, убыток снижался до 356 миллионов руб-лей, — уточнил Николай Гаджала. — В прошлом году, несмотря на оптимизацию маршрутов и сокращение персонала (108 человек), убытки составили 370 миллионов, потому что компенсации из краевого бюджета не было. С 2013 компенсация ежегодно уменьшалась, сегодня она минимальная и не выплачивается. При этом в 2015 году ОАО «РЖД» снизила одну из основных ставок — управление и эксплуатация, она самая дорогая: с 10900 до 8600 рублей за час управления подвижным составом. Это снижение уменьшило наши убытки на 17 миллионов рублей без НДС.

Николай Гаджала констатирует, что за годы существования пригородной компании приходилось взаимодействовать с разными руководителями региона:

— В годы работы Равиля Гениатулина была некая стабильность, но тогда и времена были другие. В бытность Константина Ильковского внимания пригороду уделялось больше, но возникало непонимание значимости электричек, губернатор пытался заменить поезда автобусами, обсуждался вопрос по поводу несопоставимости расходов на автомобильный транспорт и электрички. При этом не учитывалось, что на содержание автодорог вкладывается в десятки раз больше. Хочется верить, что новое руководство Забайкальского края с пониманием отнесётся к важности пригородных перевозок в Забайкалье.

КСТАТИ:

Пассажирооборот в забайкальских электричках увеличился

В пригородных поездах в январе-марте проехало на 64% больше пассажиров, чем за три месяца прошлого года. 

Причина роста пассажирооборота в этом году — стабилизация ситуации с пригородными железнодорожными перевозками. В прошлом году электрички оказались под угрозой отмены, а цена билета за первую зону проезда увеличилась до 90 рублей. Такое решение привело к резкому снижению спроса на пассажирские перевозки, росту убытков ОАО «ЗППК» и отмене до 5 февраля 2015 года пригородных поездов на ряде маршрутов. Позже, по договоренности властей региона и руководства пригородной компании электрички возобновили движение, а цена стала адекватной, хоть позже и увеличивалась.

11 апреля 2016 года между ОАО «ЗППК» и правительством Забайкальского края заключен договор на транспортное обслуживание населения в 2016 году. На состоявшемся в ноябре 2015 года заседании правления региональной службы по тарифам Забайкальского края приняты затраты ОАО «ЗППК» на 2016 год в размере 467,3 млн. рублей, выпадающие доходы – 352,7 млн. рублей, определен экономически обоснованный тариф – 84,55 рублей, тариф для населения установлен в размере 38 рублей за первую зону. В бюджете Забайкальского края на 2016 год предусмотрено выделение субсидирования пригородных перевозок железнодорожным транспортом в размере 20 млн. рублей, на перевозку льготных категорий граждан, в том числе учащихся – 7,4 млн. рублей. Сумма выпадающих доходов ОАО «ЗППК» от государственного регулирования тарифов за 2011-2015 гг. составляет 2 млрд. 375,2 млн. рублей.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.