Меню
16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Дороги ведут в Москву

Автор: Виолетта ВДОВЯК

Фото автора

«Забайкальский рабочий» уже сообщал о том, что в конце ноября в столице прошел третий съезд железнодорожников России. В этом важном мероприятии (проводится оно раз в несколько лет) приняли участие 3000 специалистов ОАО «РЖД», а также представители федеральной и региональной власти, журналисты. Для прессы подобные командировки дают возможность задать важные вопросы по железнодорожной тематике, озвучить перед руководителями те или иные стороны жизни в глубинке. Чем забайкальские журналисты и воспользовались. Еще бы, к проведению столь представительного мероприятия накопилось много вопросов по поводу судьбы Забайкальской железной дороги и ее места в экономике нашей страны.

Нынешний съезд был посвящен перспективам развития железнодорожного транспорта России до 2025 и 2050 годов. В числе приоритетов, озвученных на мероприятии, назывались строительство железнодорожной инфраструктуры для развития Дальнего Востока, повышение открытости РЖД к запросам клиентов. Говорилось о высокоскоростном движении — магистрали «Евразия», пригородных перевозках, реконструкции вокзалов, применении компьютерных технологий в продаже билетов. Журналисты из регионов прокатились на скоростном электропоезде «Ласточка» по Московскому центральному кольцу, увидев, каким станет железнодорожный транспорт будущего.

Итак, оправданны ли слухи по поводу ликвидации Забайкальской железной дороги, какова судьба пригородного движения? И какие перспективы развития Транссибирской магистрали в общемировом контексте?

Электричку — из болота

Пригородный железнодорожный транспорт для многих регионов, подобных Забайкалью, единственно доступный, чтобы ездить на работу, в краевой или районный центры. К сожалению, ситуацию с электричками в Забайкалье можно обрисовать лишь фразами — стабильно тяжелая или критическая. В бюджете региона нет средств, чтобы в достаточной мере компенсировать затраты на этот типично убыточный сектор перевозок. Население не тянет полную стоимость проезда, выпадающую разницу должен возмещать регион, а денег не хватает.

Начальник Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО РЖД Алексей Белянкин сообщил, что пригородные пассажирские перевозки осуществляют в России 25 компаний на территории 72 субъектов Российской Федерации. Забайкалье остается одним из восьми проблемных регионов по компенсации выпадающих доходов пригородной компании, то есть в краевой казне недостаточно средств, чтобы полностью возместить затраты на перевозку пассажиров. За годы существования Забайкальского пригорода накопился долг порядка 3 миллиардов рублей. Не получая бюджетные средства, в свою очередь, Забайкальская пригородная компания не может рассчитаться перед ОАО «РЖД» за аренду подвижного состава, это одна из весомых статей расходов.

— В краевом бюджете денег на погашение этих долгов нет. Необходима федеральная помощь, в том числе на ликвидацию долгов прошлых лет. Как будем тащить из болота Забайкальскую пригородную компанию? — обратились журналисты к представителю руководства РЖД.

— Мы не банкротим Забайкальскую пригородную компанию, она продолжает перевозить пассажиров. Опасений, что перевозки прекратятся, нет. Сегодня прорабатываем различные варианты как с Забайкальским краем, так и с правительством России, чтобы найти решение проблемы. Забайкальскую пригородную компанию тащит на себе ОАО «РЖД». Мы — государственная компания, 100% акций владеет правительство РФ, — ответил Алексей Белянкин. — В ближайшие время федеральные власти соберутся с железнодорожниками за столом переговоров, чтобы решить проблему.

А если не арендовать подвижной состав, вагоны, а приобрети их в собственность? К сожалению, на это способны только лишь центральные пригородные компании из экономически стабильных регионов, такие как Центральная или Московско-Тверская. Проблемным территориям без помощи федерального центра не обойтись в любом случае.

Шелковый путь Евразии

— Доехать от Москвы до Казани на поезде можно будет всего за три с половиной часа, — звучит голос диктора презентации. Предварив свое выступление видеосюжетом, первый заместитель генерального директора РЖД Александр Мишарин рассказал о глобальном трансграничном проекте — высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Евразия».

— 70% грузоотправителей Европы готовы ожидать доставку только 3-5 дней. Поэтому проект высокоскоростной магистрали «Евразия» должен быть еще и грузовым. ВСМ «Евразия» станет магистралью для всех — и для граждан, и для промышленности, — рассказал руководитель.

Следуя через Казахстан из Китая в Россию и Европу, ВСМ будет самым кратким путем, чтобы пересечь континент. Нашему читателю это направление известно в контексте другого громкого проекта — Новый шелковый путь, активно продвигаемого Китайской Народной Республикой. Забайкальцев, да и других жителей Восточной Сибири волнует, а что произойдет с восточным участком Транссиба, когда появится Евразия, будет ли Транссиб ее частью?

По словам Александра Мишарина, Транссибирская магистраль внесена в систему развития скоростного движения России, но, как говорится, не все сразу.

— ЗабЖД — один из ответственных участков Транссиба. За счет Забайкалья кормится экономика государства, 35% экспорта идет через ЗабЖД, — прокомментировал топ-менеджер. У Забайкальской дороги самый большой грузооборот, и, конечно же, этот полигон важен не только сегодня, его роль возрастёт в будущем в связи с увеличением объёмов перевозки грузов на восток. Дорога требует реконструкции, и вы знаете, в последнее время большие средства вкладываются в увеличение скоростей, в повышение надёжности. Считаем, что эти задачи будут решены в ближайшее время… Прежде всего на Транссибе необходимо навести порядок, провести реконструкцию, а уж потом замахиваться на высокоскоростные проекты.

Не обошли на встрече и тему реорганизации и ликвидации Забайкальской железной дороги. В последнее время распространяются слухи, что дорогу присоединят к Восточно-Сибирской с центром управления в Иркутске… Недавно вот диспетчерское управление перевозками Забайкальской дороги перевели в Иркутск…

Топ-менеджер ответил, что указанные изменения касаются системы управления и затрагивают не только ЗабЖД, но и другие дороги. «В рамках общей системы управления будет приниматься решение, раньше времени не беспокойтесь. Меньше пишите на эту тему. Чем больше вы будете писать «объединять или нет», тем больше будете возбуждать общественное мнение, ненужные переговоры и разговоры на эту тему», — ответил Мишарин. С его утверждениями, по мнению автора этих строк, можно и нужно спорить. Ведь чем меньше у людей будет объективной информации, тем сильнее домыслы и спекуляции, а они невыгодны ни гражданам, ни ОАО «РЖД»,

Дополняя своего руководителя, начальник ЗабЖД Александр Скачков сообщил, что задач о ликвидации Забайкальской железной дороги не стоит. В рамках развития Восточного полигона дорог (в состав которого входят дороги, начиная от Красноярской и заканчивая Дальневосточной) оптимизируется работа диспетчеров, они переехали в Иркутск. Дальнейшее перемещение либо упразднение сотрудников не планируется, по крайней мере, установок на сей счет нет.

Безусловно, выступления Президента России Владимира Путина, а также генерального директора ОАО «РЖД» Олега Белозерова стали главным событием съезда. Руководители подвели итоги, озвучили стратегию развития железных дорог, обозначили первостепенные задачи. По словам главы государства, главная дорога востока России Транссибирская магистраль займет в этих проектах важное место. Хочется верить, раз уж есть перспективы у Транссиба, значит, и у Забайкальской железной дороги тоже есть будущее.

Комментарии

Владимир Путин, Президент Российской Федерации:

— В ближайшие годы нам необходимо реализовать крупные проекты, которые сформируют пространство для перспективного развития отраслей и территорий, снизят издержки отечественных производителей, позволят укрепить позиции России на мировом рынке грузоперевозок, в том числе контейнерных. Прежде всего речь идёт о повышении пропускной способности БАМа и Транссиба, развитии железнодорожной инфраструктуры на подходах к морским портам, а также о таком перспективном проекте, как Северный широтный ход. Важно координировать строительство и обновление железных дорог с планами развития регионов и отраслей. РЖД существенно влияет на состояние целых секторов экономики и структуру хозяйственной деятельности регионов, от работы железных дорог зависит экономика всей страны.

Аркадий Дворкович, заместитель председателя правительства РФ, председатель совета директоров ОАО «РЖД»:

— Железная дорога объединяет десятки тысяч профессионалов разных специальностей: машинистов, проводников, путевых обходчиков. Сегодня это одна из динамично развивающихся отраслей. Нельзя останавливаться в развитии отрасли ни на минуту, нужно внедрять новые технологии, материалы, развивать мультимодальные услуги, скоростное движение, обновлять подвижной состав, улучшать меры безопасности

Олег Белозеров, генеральный директор ОАО «РЖД»:

— Символично, что мы собрались в год 180-летия российских железных дорог. Считаю важным взвешенно и объективно оценить нашу работу в последние годы, определить целевое состояние российских железных дорог к 2025 году и обозначить будущее. С момента проведения второго съезда минуло шесть лет. Это были непростые годы, в течение которых условия нашей деятельности постоянно менялись, но, несмотря на экономическую конъюнктуру и внешние вызовы, железнодорожники обеспечивали стабильную работу и создали задел для роста. Эти результаты хорошо ощутимы, РЖД входит в число мировых лидеров по грузонапряженности, объемам перевозок, энергоэффективности. С момента предыдущего съезда РЖД инвестировала более 2,5 триллиона рублей в обновление основных фондов, модернизацию пути.

Кстати

— Одним из важнейших проектов по реконструкции Забайкальской магистрали, по словам начальника ЗабЖД Александра Скачкова, станет увеличение скорости движения. Для этого железнодорожникам предстоит спрямить кривые малого радиуса. Речь идёт об участке Ерофей Павлович — Уруша и других отрезках дороги, всего для их спрямления необходимо от 4 до 5 миллиардов рублей. Реализация проекта позволит увеличить скорость поездов.

— В рамках модернизации дороги весь чётный путь забайкальской магистрали переведут в 2018 году на железобетон, деревянные шпалы будут заменены.

— Руководитель ЗабЖД будет добиваться реализации проекта железнодорожного обхода вокруг Читы, с примыканиями на Черновских и Песчанке. Александр Скачков сообщил, что занимается решением вопроса с момента своего появления в Забайкалье и в настоящий момент ищет союзников. Цена вопроса — 4,5 миллиарда рублей, длина объезда — 21 километр. Благодаря проекту разгрузятся станции Чита-I и Чита-II, снизится шум, непроизводственный травматизм на дороге.

Тем временем

Московская дирекция скоростного сообщения представила участникам железнодорожного съезда скоростные электропоезда «Ласточка». Сегодня эти составы курсируют по московскому центральному кольцу. Скорость, которую развивает «Ласточка» по МЦК, составляет 90 километров в час. Протяженность кольца — 54 километра. Всего в день МЦК перевозит 410 000 пассажиров. Станции московского центрального кольца соединены пересадками на станции московского метро.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.