Меню
16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Восстание в Собиборе: выжить, чтобы жить

Автор: Юлия БОЛТАЕВСКАЯ.

Фото: Сайт «Кино-театр.ру».

Ежегодно ко Дню Великой Победы на большой экран выходит новая кинокартина, в которой представлен взгляд на события Второй Мировой войны. Однако, полагаю, в последние несколько лет не было более мощного, тяжелого фильма, показывающего ужас и нелепость войны настолько откровенно, как кинолента Константина Хабенского «Собибор».

Неприкрытая правда о лагере смерти

Признаться честно, перед просмотром фильма «Собибор» меня посещали некоторые сомнения и предубеждения: всегда немалую роль в желании посмотреть то или иное кино играет имя режиссера. В данном случае за столь серьезную, болезненную тему взялся актер, что настораживало. Однако считаю, что работа Константина Хабенского в обеих ипостасях — режиссера и актера, — если и не на высшем, то уж точно на достойном уровне.

Так сложилось, что просмотром данного фильма для меня завершился праздничный день 9 мая. После этого писать репортаж о том, как прошли в Чите торжества в честь Дня Победы, было совершенно невозможно, я уже не говорю о последовавшей за этим бессонной ночи… Во всемирной паутине мне довелось встретить немало высказываний о том, что фильм не пробуждает никаких эмоций, люди просто смотрят его в абсолютной тишине, не издавая ни звука. Не знаю, насколько нужно очерстветь душой, чтобы не прочувствовать всего ужаса того, что происходит на экране. Единственное, что остается — затихнуть, изредка всхлипывая, потому что тебя просто вжимает в кресло, а в некоторых эпизодах и вовсе хочется закрыть глаза, чтобы не видеть страшных сцен.

Холод пробирается в сердце уже с первых минут фильма, когда поезд только подходит к лагерю смерти Собибор, организованному нацистами в Польше в 1942 году. Перед нами — октябрь 1943 года. Пленные евреи сходят на перрон — они прекрасно одеты, ухожены и даже веселы. Поверив обещаниям фашистов, они не осознают, что попали в настоящую мясорубку, которая обратит большинство из них в прах. И вот уже зритель вынужден наблюдать за безжалостной сценой удушения женщин в газовой камере. В этом эпизоде внимание публики приковано к Ханне, роль которой исполнила польская актриса Михалина Ольшанска, известная российскому зрителю по образу Матильды в одноименной картине. В этом фильме у нее роль второго плана, но при этом очень выразительная и запоминающаяся. Из обворожительной женщины, которая, по мнению «диванных критиков», представляет собой «только лицо на постер», она превращается в жертву фашизма — нагую и остриженную. Но даже в таком униженном состоянии в мгновении от смерти Ханна продолжает сурово смотреть через узкое окно газовой камеры прямо в глаза немецкому офицеру. Но даже этот пристальный осуждающий взгляд не пробуждает в нацисте ничего человеческого.

Если рассмотреть подробнее образ врага, то можно отметить, что во многих отечественных фильмах нацисты представлены карикатурно, или обезличенно. В «Собиборе» фашисты — настоящие изуверы, упивающиеся собственной жестокостью, впадающие в экстаз от своих бесчеловечных поступков. Абсурдно на фоне их жестокости звучат разговоры о вере и любви, которые тут же оборачиваются новыми зверствами. Так, например, «крещение» евреев превращается в сожжение одного из персонажей картины, а воспоминания немецкого офицера о его давней любви к еврейке приводят к издевательствам над узницей Сельмой. Довольно большое количество сцен убийств, жестокости наталкивает на мысль: как можно было разрешить этот фильм к просмотру для детей старше 12 лет? Но с другой стороны, может, и к лучшему, если подросток посмотрит эту картину и осознает, сколько горя принес человечеству фашизм. Тогда есть надежда, что в сердцах молодежи зародится протест вспыхивающим в разных точках мира неонацистским движениям.

Истерзанная душа или новый Моисей?

Идея фильма все же не в том, чтобы запугать чрезмерной жестокостью, а показать, что зло не может быть бесконечным: на любую силу находится сила ответная, на зверя страшного — свой волкодав, даже если он и появляется от безграничного отчаяния и страха перед скорой смертью. Таково и восстание узников Собибора — бунт истерзанных душ за колючей проволокой, ускоренный известием о надвигающейся расправе. Ведь именно уничтожение в Собиборе тел заключенных другого лагеря заставляет группу инициаторов восстания бросить все ресурсы на организацию побега. Потому что, как сказал в одном из эпизодов Александр Печерский, нужно выжить, для того чтобы жить, а не затем, чтобы мстить. Месть для главного героя не имеет значения, главное — жизнь, причем, не только собственная, но и других людей. Мысль о других поначалу мешает Александру Печерскому решиться на подвиг — он боится повторить события своего прошлого, когда стремление спасти людей привело к их гибели. В Собиборе Александр старается сделать все, чтобы отвести беду от других — в этом плане показательны эпизоды с раскалыванием огромного пня, чтобы немцы не расстреляли каждого десятого, и «вечеринки» нацистов в лагере, когда офицеры устраивают гонки на узниках. В плане историческом и культурном образ Александра Печерского представляет собой воплощение русского национального характера, хоть он и не является русским по происхождению. Есть у его образа и религиозное значение: не случайно один из заключенных говорит Печерскому, что для того, чтобы вывести узников из лагеря, «нужен Моисей». Отметим, что помимо этого в фильме немало других религиозных символов, как христианских, так иудейских. К примеру, наверняка, не случайно в уже упомянутой мною сцене с раскалыванием пня немецкий офицер протягивает Александру яблоко, хотя из биографии Печерского известно, что нацист предлагал ему хлеб. Яблоко в этом эпизоде напоминает нам об искушении, которому главный герой не поддается, твердо отвечая фашисту: «Спасибо, я сыт».

По законам кинематографа не смогли авторы картины упустить романтическую линию. Нужна она или нет? Спорный вопрос. Некоторые зрители высказывались в социальных сетях, что женские образы в фильме слабые, любовная тема искусственно притянута. Встречались даже рассуждения о том, что авторы исказили исторический факт, показывая свободное взаимодействие мужчин и женщин в лагере, хотя нацисты строго соблюдали разделение заключенных по гендерному и возрастному признакам. На мой взгляд, романтическая линия не делает картину хуже, а только глубже раскрывает образы персонажей, сохранивших способность сопереживать.

Что касается женских образов, о в отличие от внутренне непокорной и рано погибшей Ханны Люка и Сельма отличаются почти христианским смирением. И это вовсе не говорит о слабости женских персонажей, вера в то, что бог обязательно спасет заключенных лагеря, «не надо только ему мешать», пожалуй, является главным стержнем в характере Люки, позволяющим ей стойко выносить страдания.

Важно, что в фильме раскрывается тема детей и войны. Детские образы подчеркивают и заостряют противоестественность и абсурдность ситуации, когда один народ пытается уничтожить другой. Потерявший в Собиборе родителей и сестренку пятнадцатилетний ювелир Шломо не может смириться с утратой, но все же на месть и убийство он решается не сразу, а уже после содеянное чрезмерно тяготит его. То же происходит и с подростком, который взял на себя миссию заманивать немецких офицеров в бараки, где восставшие готовили расправу над фашистами.

Что касается реакции зрителей на фильм, то, как и любая содержательная и идейная вещь, он вызывает либо резко негативные, либо положительные отзывы. Но если современная школьница из Могочи приходит домой в слезах после просмотра всем классом «Собибора», значит, авторы картины достигли цели: всколыхнули то живое, что в нас еще осталось.

Смотреть или не смотреть — пусть каждый решает для себя. Лично я убеждена, что как бы тяжелы ни были подобные произведения, к ним нужно прикоснуться хотя бы раз в жизни, чтобы знать о забытых подвигах, помнить о жертвах, положенных во имя наших жизней.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

1