Меню
16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

15.10.2019 10:01 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Барьеры улиц наших

Автор: Виолетта ВДОВЯК

Фото Виолетты ВДОВЯК.

… А сейчас будет много критики: про бордюры, ступени и колдобины в Чите.

Если вы велосипедист или мама с коляской, то прекрасно меня поймете. Выход в город превращается в преодоление полосы препятствий или поиск объездных путей. И вам знакомо это чувство, когда пытаешься перелезть со своим транспортом или грузом через бордюр. Да здравствует хондроз! Барьеры городских улиц доставляют проблем здоровым и спортивным. Чего говорить о людях с ограниченными возможностями…

«Вообще-то, — напомнят мне оппоненты, — в Чите сегодня реализуется проект «Безопасные и качественные дороги», терпеть осталось недолго». Оспорю: во-первых, все ли улицы будут отремонтированы? Пока перемены заметны по большей части на автодорогах. А во-вторых, долго сказка сказывается. Так что берем с собой двухколесный транспорт и идем проверять места, куда еще не дошла программа благоустройства. Чтобы напомнить ответственным, где есть большие проблемы. Я совершила свой квест по улицам Читы на самокате-внедорожнике Mongoose expo-12. Вообще самокаты весьма популярны для перемещения по тротуарам и дорогам западной России. Сегодня это средство передвижения поможет мне в небольшом журналистском расследовании.

По горам

Вы назовете меня Капитан Очевидность, если я скажу, что Чита — город на сопках. Перепад высот в краевом центре в пределах одного квартала порой составляет больше метра. Это очень заметно по цоколю зданий, например, по улице Бутина. Логично, что на тротуаре придется делать лестницы, хотя гораздо лучше предусмотреть пологий спуск. К сожалению, в советское время, когда и шло основное развитие города на неосвоенных территориях, было предусмотрено для граждан не все. Да, тротуары центральных улиц представляют собой плавные спуски с одиночными ступенями. Стоит же выйти за пределы квадрата Ленинградской-Бутина, Бабушкина-Ленина и нате вам — тротуар возле военного госпиталя по ул. Горького: разбитый асфальт, колдобины и ступени, ступени, ступени. Садись и плачь горючими слезами… особенно если тебе не с горы, а в гору. Находчивые горожане давным-давно протоптали по газону тропинку вдоль этого тротуара. Только чтобы воспользоваться тропкой, надо что? Перелезть через бордюр. Мне посоветуют заехать по центральной аллее, но, друзья, мне не в ту сторону.

Или перекресток Чайковского-Журавлева? Зато с этими ступенями и в «качалку» ходить не надо.

Отдельный разговор — развороченные после раскопок дороги. Знаете, я благодарна своим друзьям, которые надоумили меня купить самокат-внедорожник. Он способен ехать по лесу, проедет и по городской разрухе. И по ступеням тащить легче, не велосипед. Только вот как быть другим горожанам?

Сели на мель

Итак, в Чите зачастую приходиться перемещаться либо с горки, либо на гору, рельеф вносит коррективы в жизнь города. В районе Матвеева и Нечаева установлены огромные подпорные стенки из бетона для защиты дворов от обрушений грунта. Вдобавок застройка в центре города весьма компактна. Хотя, как свидетельствуют примеры, строители не заморачиваются по поводу пандусов даже там, где есть для этого место. Да и курс нашего государства на создание доступной среды внятный: сделали лестницу — найдете место для заезда.

Прекрасная иллюстрация строительного пофигизма — перекресток Нечаева-Курнатовского, где находится живописная лесенка. Рядом с ней можно было бы сделать пандус, думаю, никто бы не возражал. А по факту там обрыв. Я как могла, старалась вскарабкаться, потом решила взять своего «Мангуста» и закинуть его наверх (шутка). Трудно, а что поделаешь… Мой транспорт сел брюхом на мель.

Такая же история меня ожидала и на другом отрезке — по Нечаева, 33. Вроде бы тротуар и лесенка новые, ну, сделайте заезд? Нет, мы лучше препятствие забабахаем, и у человека на колесах будет два варианта: убиться об стенку или трястись по ступеням. Бедные спицы!

Страдайте!

Я люблю новостройки. Возле них уютные дворы, ровный асфальт и кататься там одно удовольствие. Современные строители чуть лучше заботятся о гражданах, чья жизнь зависит от компактного транспорта. Возле новостроек на перекрестках чаще делаются уютненькие спуски: ненавистные бордюры закапываются глубже. Оборотная сторона современных районов: заставленный автотранспортом двор и узенькие тротуары, по которым не разойтись пешеходам. Детские площадки строятся над подземными гаражами, и чтобы ребенку погулять-покататься, надо залазить по дурацким лестницам наверх. Или по стенке учиться ездить!

Не все строители умеют делать спуски. По-прежнему они кладут бордюры, даже если это неуместно. Вообще бордюры в нашем городе для чего? Для того, чтобы земля с газонов не ссыпалась на асфальт, чтобы отделить пешеходную зону от проезжей. На перекрестках обязательно делается спуск. А у меня, когда я каталась в районе улицы Кочеткова, возникло впечатление, что рабочие установили бордюры назло. Ха-ха, велосипедисты, испытание на прочность! Хотя перепадов по уровню нет и ничто никуда не просыплется.

Возле новых домов по Новобульварной (квартал от детского центра «Орешки» до торгового центра «Квартал») строители, видимо, вспомнили про спуски и начали в спешке долбить бетонный блок. Ну, наверное, они его зубами грызли. Не очень получилось, хоть они старались, правда. Каково спускаться здесь человеку в инвалидной коляске?

***

Подобных примеров можно привести много. Например, в новеньком и горячо любимом мною микрорайоне Октябрьский есть пандусы с таким уклоном, что, наверное, засмущался бы даже известный скейтбордист Тони Хоук. В Царском не везде предусмотрены спуски с тротуаров. Улица Кайдаловская — еще тот кошмар двухколесного транспорта, а напротив стадиона — советская лесенка и современные высоченные бордюры. А дворы, как, например, по Журавлева, 18? Асфальт там заночевал в эпоху Хрущева, а потом был уничтожен. И так далее, и тому подобное.

Я предполагаю, что, почитав эти строки, некоторые ответственные за благоустройство личности посоветуют мне купить внедорожник и сидеть дома. Или обрести сверспособности человека-паука и вылетать из дома в случае крайней необходимости. Но, уважаемые, город Чита — реальный земной город, для людей. Так давайте сделаем его по-человечески удобным.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.