Меню
16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Когда сердца объяты жаждой творчества

Автор: Юлия БОЛТАЕВСКАЯ.

Фото Андрея ГАБЕДАНОВА.

Какими бы мы ни были взрослыми, каждому из нас порою хочется погрузиться в сказочную атмосферу, поверить в волшебство, дождаться свершения чуда. Разве не заманчивое предложение — прогуляться по Изумрудному городу, понаблюдать за страстями, которые царят в мире настоящих волшебников?

В столице Забайкалья полтора года назад появился молодой творческий коллектив, который способен на некоторое время унести вас от реальности в страну Оз — это театр мюзикла «Broadway». И пусть эти ребята в большинстве своем очень молоды, и им еще предстоит много работать над собой, они не просто увлекаются искусством мюзикла, а по-настоящему живут им. Не жалея себя, они готовы по 15 часов в сутки доводить до совершенства вокальные и танцевальные партии, чтобы, посмотрев спектакль, восторженный зритель задал один вопрос: «Как вы это сделали!?»

28 октября на сцене Забайкальской краевой филармонии им. О.Л. Лундстрема пройдет второй показ мюзикла «Злая» (6+) театра «Broadway». Премьера спектакля состоялась 11 мая 2019 года. После первого показа творческий коллектив усовершенствовал постановку, но об этом позже…

Любовь к опере и одна провальная роль

Театр мюзикла организовали 17-18-летние ребята — студенты Забайкальского краевого училища искусств, и назывался он изначально «Юпитер». Воплотили идею семь творческих девушек и один юноша Илья Прохоренко, обучающийся на духовом отделении училища по специальности «Инструментальное исполнительство (флейта)». Именно Илье начинающие артистки поручили руководить зарождающимся театром.

— Мои родители в юные годы занимались музыкой, но судьбу с ней не связали. Однако любовь к искусству осталась. Мама мечтала, чтобы я развивался интеллектуально и творчески, поэтому отдала меня в музыкальную школу, когда мне было пять лет, — рассказал о себе Илья Прохоренко. — В музыкальной школе я до фанатизма полюбил музыкальный театр, и особенно — оперу. Мне было всего 8-9 лет, а я буквально заслушивался оперными ариями, которые нам включали на занятиях, хотя многие мои одногруппники не могли даже слов разобрать. Меня приводило в восторг действо на сцене, когда артисты не просто играют роли, но еще и поют, и танцуют.

В пятнадцатилетнем возрасте Илья пришел на кастинг в студию музыкального театра «Chicago», и в итоге из семи претендентов выбрали именно его и даже дали роль Ромео в знаменитом мюзикле, поставленном по бессмертному произведению Шекспира. «Я пришел в студию с нулевыми данными, и потому эта роль оказалась для меня провальной. Руководитель «Chicago» Николай Сысак решил снять меня с нее, поскольку я был для нее слишком юн, как в вокальном, так и в актерском плане. Но это поражение стало мощным импульсом для моего развития — я занимался вокалом по 4-5 часов, отдыхая от занятий только один день в неделю. Мои старания оправдали себя — я получил роль Альбера в мюзикле «Монте-Кристо». Огромные силы в мое обучение вложил Николай Сысак. Я благодарен ему за все то, что сейчас есть в нашем театре «Broadway» — сам я никогда бы до этого не дошел», — убежден наш собеседник.

После такого интересного творческого опыта у Ильи появилась мечта поставить собственный музыкальный спектакль, и первой работой только созданного «Юпитера» стала 45-минутная постановка «История жизни мадмуазель Делон», состоящая из 13 музыкальных композиций.

Затем ребята решили познакомить читинскую публику с увлекательным миром мюзиклов. «Концерт «Мир мюзиклов» мы провели на сцене КДЦ «Родина», однако отзывы о нем оказались далеко не восторженными. Зрители писали в социальных сетях, что концерт не был составлен режиссерски. В этом был мой просчет: арии из мюзиклов шли друг за другом без объявления и не были сюжетно связаны между собой. В результате публика не понимала, откуда взяты произведения, которые они слышат. Мы хотели познакомить читинцев с известными мюзиклами, но нам это не удалось», — признался Илья Прохоренко.

Первая «Злая» в России

Исправив ошибка, «юпитерцы» отыграли новогодний концерт в одной из читинских школ, а также — летний концерт в детском оздоровительном лагере. Ребятам очень хотелось замахнуться на серьезный спектакль. Они размышляли о постановке мюзикла «Ромео и Джульетта» в более современной интерпретации. Илья Прохоренко мечтал поставить рок-оперу «Моцарт» Дова Аттья и Альбера Коэна, но понимал, что творческих ресурсов для столь масштабной постановки у ребят еще нет. Рассматривали в качестве варианта мюзикл «Джекилл и Хайд» композитора Фрэнка Уайлдхорна по мотивам повести Роберта Льюиса Стивенсона. Были мысли взяться за мюзикл «Бал вампиров» Михаэля Кунце и Джима Стейнмана по одноименному фильму Романа Полански. Однако ребята решили, что тема вампиризма осталась где-то в «готичных» 2006-2007 годах, когда различные субкультуры подогревали интерес к произведениям подобного рода, и сейчас ею публику уже не привлечь.

— Просматривая различные мировые постановки, мы как-то наткнулись на бродвейский мюзикл «Злая» авторства Стивена Шварца и Уинни Хольцман. Я когда-то слышал о нем, но не думал, что это может быть интересно, да и название мне никогда не нравилось, — отметил Илья. — Но в один из вечеров в студенческом общежитии моя однокурсница и артистка нашего театра Наталья Миронова предложила посмотреть «Злую» с надеждой, а вдруг это что-то стоящее. Я нехотя согласился, но, как только зазвучала увертюра, уже не мог оторваться от экрана. 2 часа 17 минут пролетели, как одно мгновение. Мюзикл оказался настолько захватывающим, динамичным, насыщенным множеством событий! Мы загорелись этой постановкой.

Для спектакля нужно было набрать новых вокалистов и артистов балета. Коллектив вырос до 24 человек. В него влились известные в творческих молодежных кругах Юлия Сидорович, Антонина Немерова, Александр Барсуков, Денис Денисенко, Евгения Шустова и другие.

Тогда молодые и амбициозные творческие люди решили, что «Юпитер» звучит не солидно, и дали своему объединению громкое и яркое название «Broadway». От временно приостановившего деятельность «Chicago» ребятам досталась репетиционная база в студенческом клубе «Парус» Забайкальского государственного университета. Так в январе 2019 года началась кропотливая работа над сказочной историей, основанной на сюжете романа Грегори Магвайера «Злая: Жизнь и приключения Злой Западной Ведьмы».

— До нас мюзикл «Злая» в России не ставил никто. Поэтому первая проблема, с которой мы столкнулись, это поиск минусовок, — отметил Илья Прохоренко. — Мюзикл очень популярен в Америке, и его аранжировок в Интернете огромное количество. Нам нужно было подобрать сочетающиеся по стилю аранжировки, чтобы у зрителя было ощущение, что он слышит живой оркестр. Некоторые минусовки мы дописывали сами. Вторая сложность — отсутствие русского текста. Нам повезло, что в социальных сетях есть группы поклонников мюзикла «Злая», в них мы и нашли переведенные тексты песен. Но помимо музыкальных композиций нужно было перевести еще и речи героев. Пришлось ночами в общежитии пересматривать бродвейскую версию на английском языке с русскими субтитрами и писать сценарий. Еще один проблемный момент — бэк-вокал в самой первой композиции «Она мертва», которая длится около девяти минут. В американской постановке ее исполняют артисты, которые и поют, и танцуют. У нас балет не поющий, поэтому нам нужна была минусовка. Довольно долго вместе с Юлией Сидорович мы подбирали партии, находили ноты. Потом всех вокалистов по одному записывал в студии артист «Chicago» и рок-музыкант Денис Чибутаев, а затем обрабатывал и сводил записи в одно музыкальное произведение. В конце января ребята активно начали репетировать спектакль.

«Это был очень интересный процесс»

Разумеется, как непрофессиональному музыкальному театру «бродвейцам» приходилось опираться на американский первоисточник. Однако назвать это исключительно копированием нельзя, поскольку много в постановке и собственных находок. Огромную помощь в режиссерской работе молодым артистам оказал выпускник Забайкальского краевого училища культуры, в данный момент обучающийся в Улан-Удэ на режиссера Виктор Ефимов. Он проводил для ребят тренинги, помогающие вживаться в образы, давал профессиональные советы. Немало Виктор занимался с юными хореографами театра Цымжит Найдановой, Владом Антиповым и Алиной Ткачевой.

— Актеры репетировали в одной аудитории, балет — в другой. Мне приходилось разрываться между ними. Это был очень интересный процесс, хотя порою мы работали по 15 часов в сутки — могли собраться в шесть утра и репетировать до полуночи, — поделился Илья Прохоренко. — Много было горячих споров, поскольку абсолютно каждый член коллектива имеет право делиться своим видением. Главное условие на нашей репетиционной площадке — это жизнь в образах. Даже персонажам на первый взгляд безликого балета мы придумывали свою судьбу и характер.

Откликнулся на просьбу молодых постановщиков и артистов о помощи художественный руководитель Забайкальского краевого драматического театра Николай Гадомский. Актеры театра мюзикла посещали его занятия на актерском курсе в ЗабКУК. Также Николай Николаевич помог найти некоторые костюмы и парики.

Параллельно с репетиционным процессом шла работа над созданием декораций и костюмов. Все это ребята тоже продумывали сами и тратили на изготовление исключительно собственные средства, коих ушло немало. К счастью, некоторые магазины тканей пошли артистам навстречу и стали предоставлять скидки на материалы взамен на приглашения на спектакль. Эскизы костюмов прорабатывала Юлия Сидорович, а пошивом занималась читинская швея Ирина Соколова.

Когда до премьеры оставалось полтора месяца, все еще не был определен артист, который исполнил бы роль волшебника страны Оз Гудвина. Однажды на вечере творческого сообщества Читы «Квартирнич» Илья Прохоренко познакомился с руководителем ВИА «Легенда» Евгением Дмитриевым и предложил ему эту роль. Так Евгений Дмитриев стал самым взрослым актером театра мюзикла. Он с большим рвением и интересом взялся за работу и справился с ролью.

К середине апреля спектакль был полностью готов за исключением некоторых деталей. Как говорит наш собеседник Илья, майский премьерный показ прошел для него как в тумане, зато те испытания, которые были перед спектаклем, запомнились ему хорошо. В ночь перед премьерой никто из творческого коллектива не спал — каждый был чем-то занят. На сцену филармонии ребят пустили только в день премьеры, поэтому привыкать к площадке приходилось в считанные часы. Микрофоны и некоторые костюмы привезли буквально за четыре часа до начала. Тщательно проработанные декорации не смогли пройти в двери зала филармонии, и их пришлось экстренно заменить. Из-за внезапно возникших сложностей начало спектакля задержали на 17 минут. Но все-таки действо, которое развернулось на сцене, стоило всех пережитых страданий.

Волшебники с людскими страстями

С первой же сцены мюзикл «Злая» взял зрителей в свой волшебный плен… Отметим, что сюжет мюзикла построен на воспоминаниях о юности двух волшебниц страны Оз: Эльфабы (арт. Юлия Сидорович), девушки-изгоя с зелёной кожей, злой ведьмы Запада, и Глинды (арт. Антонина Немерова), привлекательной и амбициозной доброй ведьмы Севера. Это история о дружбе, появившейся после неприязни, выдержавшей испытание завистью, предательством, ревностью, смертью. Да, это сказка о мире волшебников, но эти волшебники ничем не отличаются от нас — обычных людей, подверженных грехам и страстям. Даже проблемы у них вполне земные. Так плодом греха измены является главная героиня спектакля Эльфаба, которая родилась вопреки желанию своей матери, пытавшейся вытравить ребенка. Но магическое зелье не убило малышку, а лишь сделало ее уродливой. Однако внешнее уродство не имеет значения, когда прекрасна душа. Эльфаба делает все во имя добра и справедливости, но именно поэтому становится изгоем среди тщеславных и алчных, плетущих интриги волшебников, и остается в памяти жителей страны Оз, как злая ведьма. И наоборот — замешанная в преступных заговорах и довольно поздно раскаявшаяся Глинда слывет доброй волшебницей. Ни это ли показатель того, насколько тонка, размыта грань между добром и злом, и как важно, чтобы люди умели сохранять баланс между этими двумя великими силами.

Артисты театра мюзикла «Broadway» рассказали эту историю именно так, как она задумана. Ребята, действительно, жили в своих образах. И, как мне кажется, ни вокал, ни хореография их не подвели.

— До глубокой ночи мне писали в социальных сетях и даже звонили восхищенные и благодарные зрители. Часто звучал вопрос: «Как вы это сделали? Это потрясающе!», — рассказал Илья Прохоренко. — Но лично я не полностью доволен премьерным показом — многое вышло не так, как задумывалось.

К октябрьскому показу спектакль претерпел значительные изменения. В творческом коллективе появились новые люди, поэтому образы некоторых персонажей примерят на себя другие актеры. К слову, самого Илью в этот раз зрители увидят в роли волшебника Гудвина. С 9 до 14 человек выросла балетная труппа, танцевальные номера в связи с этим были серьезно переработаны. Много времени поющие артисты уделяли занятиям по вокалу. Найдены новые световые решения, полностью переоборудованы декорации. Не станем раскрывать всех секретов, просто приходите 28 октября в 19.00 в краевую филармонию — билеты можно приобрести на входе…

А что дальше? Коллектив театра мюзикла грезит новыми премьерами, и Илья Прохоренко уверил, что они будут.

— Радует, что нам навстречу пошло руководство КДЦ «Родина» — теперь мы репетируем на этой сцене. Главное, чего нам не хватает, это профессиональных учителей. Мы были бы рады найти замечательных педагогов по вокалу, готовых заниматься с нами, — сказал он.

Также молодой человек поделился, что хочет поставить собственный мюзикл. «Сейчас я в  поиске сюжета, больше склоняюсь к эпохе Екатерины Великой, — добавил Илья. — Написать свой мюзикл реально, но на это надо много времени и знаний. Пока я стараюсь изучать гораздо больше, чем нам дают на занятиях в училище».

Вместо послесловия

Глядя на этих ребят, я думаю только об одном — пусть у них все получится! Возможно, именно благодаря им, собственный музыкальный театр, о создании которого так активно вели речь несколько лет назад, наконец, появится в столице Забайкалья.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.