Меню
16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

31.10.2019 11:29 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Ох уж эта мусорная реформа!

Автор: Виолетта ВДОВЯК

Такой короткой фразой можно отобразить мнение забайкальского бизнеса по поводу изменений в системе обращения с коммунальными отходами. Как оказалось, что-то снова идет не так, и предпринимателей, на фоне информационного вакуума, ждут завышенные нормативы. Хотя наверняка то доброе начинание — переход на цивилизованное обращение с мусором — может состояться без ущемления чьих-либо прав. Это пытались выяснить участники встречи предпринимателей и властей в Читинской точке кипения, где бурлили неподдельные эмоции.

Вопросы

Виктория Бессонова, уполномоченный по правам предпринимателей, выступила первой. Она рассказала о том, что от деловых людей Забайкалья в последние недели поступают тревожные обращения по поводу новых нормативов на утилизацию ТКО.

— В своих обращениях бизнесмены говорят об установлении Региональной службой по тарифам завышенных по сравнению с 2016 годом нормативов на вывоз мусора, — сообщила Виктория Викторовна. — Бизнес указывает и на то, что в нормативах утверждено минимальное количество категорий объектов, по сути, уравниваются разные по видам деятельности и количеству мусора предприятия. Тогда как в рекомендации Министерства промышленности РФ существует подробная градация по видам деятельности предприятий.

Также предприниматели задавали вопросы уполномоченному по поводу распространения единого норматива на территории всего края: то есть бизнесмен в городе Чите и в селе Калга платит одинаково. Естественно, в разных населенных пунктах разные условия реализации товара. Соответственно, это отразится и на том, какой мусор будет производить предприятие.

— Насколько верным было уравнивание территорий и возможно ли изменить ситуацию? — задала вопрос защитник бизнеса. — Еще на предыдущей встрече предприниматели сообщали об еще одной проблеме мусорной реформы. К сожалению, сегодня мало информации, как мы будем работать с 2020 года. Каков порядок, сроки, исполнители реформы? И каким образом проводились замеры, на основании которых затем и установили нормативы? Все предприниматели работают по двум правилам коммерческого учета отходов: расчетный, исходя из нормативов накопления ТКО, и фактический, исходя из количества и объемов контейнеров. Проблема в том, что нет разъяснения. Нужна понятная система: какому предпринимателю и при каких условиях выбрать оптимальный вид платы и что надо сделать, чтобы меньше платить. Каким образом будут решаться разногласия? Законодательно допускается заключение договора на вывоз мусора по фактически образующимся отходам. Предлагаем предоставить потребителю возможность выбрать способ учета мусора: исходя из норматива или количества и объема мусорных контейнеров.

Далее Виктория Бессонова продолжила озвучивать поступившие от бизнесменов вопросы. Предприниматели могут платить по фактическому количеству ТКО в случае, если используют свою контейнерную площадку. А если пользуют общий контейнер? Могут ли они также платить по факту, если расчет производимого мусора согласован? «Этот момент нужно разъяснить, такая практика есть в Республике Карелии, когда у бизнеса нет своих контейнеров, но возможно применять данную формулу и в отсутствии своего контейнера», — привела пример руководитель.

Отсутствие информации, по мнению Бессоновой, порождает различные домыслы и усмотрения. «Абсолютно все данные о мусорной реформе необходимо сосредоточить на едином информационном ресурсе. Должен быть понятный доступ ко всем документам. Сейчас, к сожалению, этого нет. Нужны разъяснительные мероприятия для бизнеса. Какова ситуация с этим в районах? Сомневаюсь, что в других частях Забайкалья нет вопросов к этой реформе. Или бизнесмены не знают о ней?» — отметила она.

Подсказка для УФАС

Нормативы накопления ТКО — это среднее количество мусора, которое образуются в единицу времени. Они утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти, на территории Забайкалья — это Региональная служба по тарифам и ценообразованию.

— При каждом своем действии РСТ пользуется федеральными нормами. В соответствии с методикой , утвержденной Министерством ЖКХ России, нормативы устанавливаются на основании сезонных замеров, проводимых органами местного самоуправления каждый сезон в течении семи дней подряд, — взяла слово Елена Морозова, руководитель РСТ. — Данная работа начата в 2016 году. В Читу и другие муниципалитеты были направлены запросы с разъяснением, что и как нужно сделать. Как выяснилось, из 410 муниципальных образований только 20 муниципалитетов предоставили корректную информацию. При этом 299 муниципалитетов информацию либо не предоставили, либо предоставили ее неверно. Мы провели анализ всех показателей и увидели, что нормативы кратно увеличились или уменьшились, либо не поддавались логике. Принято решение, что данные замеры не отражают реальных объемов ТКО.

Как оказалось, в Чите норматив был установлен на основании замеров, проведенных предприятием «Забайкалспецтранс». Свело полученные данные в единый отчет ООО «Старт». Информацию распределили по категориям потребителей: жилые дома, многоквартирные дома, дошкольные и учебные заведения, предприятия торговли, административные здания, культурно-развлекательные учреждения, предприятия транспорта, похоронных услуг.

— Те обращения, которые поступают, от предприятий торговли. От других предприятий вопросов нет? — спросила в завершение руководитель РСТ.

— Можно я перебью? — взял слово мужчина в первых рядах, который представился руководителем предприятия деревообработки. — К какой категории относится наше предприятие?

— Это предприятие относится к списку предприятий отрасли промышленности, — ответила Елена Морозова. — Но замеры производились в отношении предприятий транспортной инфраструктуры, ничего более близкого к вашему вопросу нет.

Далее последовал вал обращений от предпринимателей. «Получается, что мы завозим два куба товара и вывозим КАМАЗ мусора, откуда мы должны взять столько отходов и почему должны платить за воздух? — наперебой расспрашивали другие участники разговора. — Плата одного торгового центра за вывоз ТКО может увеличиться с 70 тысяч рублей до 1,2 млн. рублей».

— Мы продаем ювелирные товары, — рассказала Светлана Нечкина, руководитель магазина «Дамский угодник», — наша площадь — 500 квадратных метров. Половина магазина — подвал 240 квадратов. Как неиспользуемый подвал может быть источником мусора? В других регионах норматив рассчитывается не на общую, а на торговую площадь. Почему нет градации по продовольственным и непродовольственным магазинам? Наш магазин раз в полгода завозит товар.

— Новые нормативы, по сравнению с действующими, были увеличены в некоторых случаях почти в три-восемь раз. Поэтому говорить о том, что новый тариф будет ниже, бессмысленно, взять даже прогнозный тариф, указанный в территориальной схеме утилизации, он гораздо выше, — прокомментировала Элла Андреева, председатель Союза предпринимателей Забайкалья. Хотелось бы понять, уведомлены ли те предприятия о проведении замеров их мусора? Градация должна быть. Супермаркет и ювелирный магазин — это не одно и то же.

— Крупные предприятия уже используют контейнерные площадки, поэтому ничто не мешает заключить договоры по фактическому объему мусора, — ответила Елена Морозова.

— Почему мы должны платить за то, чего не существует? — поднялся гул в зале. — В пяти точках измерили, и это стало основанием для всего региона? Почему вопросом не займется Антимонопольная служба?

Кто заплатит?

Гаджи Амаев, руководитель фирмы Олерон + (которая в Забайкалье как раз и будет отвечать за утилизацию отходов), пояснил, что в работе Региональный оператор будет придерживаться данных территориальной схемы по обращению с отходами. «Хотелось, чтобы фактические объемы соответствовали изложенным в территориальной схеме. Лишь бы по факту мусора не оказалось больше, чем указано. В противном случае все лишнее ляжет на регионального оператора».

— Максимально там, где это возможно, Олерон+ будет работать по фактическим показателям. На сайте регионального оператора будет выложена форма договора: по нормативам и по факту. Меньше сложностей вызывают крупные сети, оптовые предприятия, так как у них есть возможность собирать мусор на своих контейнерных площадках и проще посчитать его количество, — прокомментировал он. — Есть неясность по поводу мелких предприятий, которые расположены в многоквартирных жилых домах и которые несут свой мусор на общую контейнерную площадку. Где гарантия, что предприниматель указал достоверные данные по фактическому выбросу отходов и что на общих площадках не будет переполнения за счет предпринимателей? Ведь те дополнительные объемы лягут на физических лиц? Нужно знать достоверность фактических показателей.

***

Не хочется завершать эту публикацию рассуждениями, как в одной сказке — «чем дальше в лес, тем страшнее». Но что поделаешь. Забайкалье должно было за год решить все проблемы в этой сфере. Появилась новая территориальная схема по обращению с отходами, на которую тут же посыпалась критика. Откуда-то взялись странные нормативы. Какие будут тарифы? Про население вообще ни слова. На момент написания этой публикации ясности по поводу размеров платежей не было. Всего два месяца остается до заветной даты, когда мы будем рассчитываться по-новому. А как платить? За что? Кто бы объяснил…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.