Меню
16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

07.10.2019 13:52 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 188 от 01.10.2019 г.

Учительские копейки

Автор: Виолетта ВДОВЯК

Фото: https://sib.fm

«Не надо нам ни серебра, ни злата, отдайте мамину зарплату», — этот лозунг 1990-х годов многие запомнили после митингов и забастовок преподавателей. Тогда учителя не получали честно заработанного месяцами и добивались своего, собираясь с плакатами у здания областной администрации. Сегодня ситуация гораздо лучше: центральная площадь Читы пуста, а работники учебных заведений если и обращаются к властям, то в официальных кабинетах.

Например, недавно забайкальские педагоги поделились своими проблемами с депутатом Государственной Думы от Забайкальского края Николаем Говориным. Да, сейчас не 90-е. Впрочем, решить сегодняшние зарплатные задачки учителей не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Бери больше, вези дальше

Таково веяние времени. Хочется получать зарплату хотя бы на уровне средней по региону, придется нагружать себя дополнительными часами и уроками. Депутат Николай Говорин, похоже, знает об этой проблеме учителей.

— Необходимо выполнять указы президента России о повышении зарплаты работников бюджетной сферы в соотношении со средней по региону. Данные задачи справедливы, и в субъектах делается много, чтобы этим индикаторам соответствовать, — отметил депутат. — Но анализ ситуации показал, что в конечном счете достижение результатов по уровню зарплаты происходит за счет интенсификации труда сотрудников учреждений образования, здравоохранения, культуры. Осуществляется оптимизация, меняется штатное расписание, учитель работает на полторы ставки или берет 1,7. Получается трудовой доход. И это не базовая ставка, не оклад за 18 часов в неделю. Точно так же происходит и в здравоохранении, а в результате врачи эмоционально выгорают от тяжелой работы.

Еще один момент. По словам Говорина, работники обслуживающей сферы в системе образования (у них нет вузовской специальности) в рамках повышения МРОТ оказались в более привилегированном положении. Их зарплаты сравнялись и даже стали выше. Но это несправедливо. Негоже, чтобы учитель зарабатывал на уровне уборщицы. Учителя, врачи и воспитатели несут колоссальную ответственность.

— Когда зарплата работников бюджетной сферы приравнялась к показателям по экономике субъекта, она стала различаться в разных регионах. В развитых областях зарплаты выше. И это становится причиной перетока трудовых ресурсов из одного субъекта в другой. А как быть, если в одном регионе педагог получает 35 тысяч рублей, а в другом на 15 тысяч больше? — озвучил проблему депутат.

Богатые руководители

Сейчас ритмичность повышения зарплаты по многим позициям стала отставать от уровня инфляции. Заработок словно бы застыл, и это чувствительно. Тем временем в России с 2012 по 2018 год, по словам Николая Говорина, средняя зарплата преподавателей во исполнение реализации указов президента увеличилась на 32,3%. В дошкольных образовательных организациях она повысилась на 35,6%. В дополнительном образовании на 66%, у преподавателей вузов — в 2,4 раза.

Профсоюзы ставят вопрос о перспективах дальнейшего повышения зарплаты. Есть риски кадрового истощения, особенно в селах. И если мы хотим реализовать в стране те индикаторы, которые озвучивает президент, то есть работать над человеческим капиталом, поощрять педагогов, необходимо поддерживать учителей, вернуть престижность их специальности.

— Нужен анализ ситуации — кто сколько зарабатывает. Например, в здравоохранении главный врач крупной больницы получает зарплату в 6-7 раз выше, чем доктора, а в среднем уровень зарплаты по учреждению достойный, — сделал акцент народный избранник.

Нина Окунева, председатель забайкальской краевой организации профсоюзов работников образования, сообщила, что целью встречи было обратить внимание депутатов в федеральном центре на зарплаты педагогов. Выступили сейчас, в преддверии рассмотрения бюджета на 2020 год, чтобы Дума приняла решение о дополнительном финансировании субъектов федерации на эти цели. Все предыдущие изменения по оплате труда в школах проходили в рамках существующего фонда оплаты труда, без каких-то вливаний извне. Данный факт заставляет многих руководителей идти на такие пути, как интенсификация труда и сокращение штата.

Кстати, на последних парламентских слушаниях в Госдуме на вопрос Вячеслава Володина, а сколько все-таки получает молодой педагог, министр образования так и не ответила. «Мы были просто обескуражены. Государственная Дума не раз обращалась к этой теме, например, в прошлом году депутат Олег Смолин выходил с предложением сделать базовую ставку на уровне двух МРОТ, но его, к сожалению, не поддержали. Спикер Госдумы вышел с идеей о мониторинге зарплат, у нас уже есть мониторинг, в котором участвовало и Забайкалье», — сообщили учителя.

По информации краевого профсоюза работников образования, молодой педагог получает в Забайкалье 15 тыс. рублей. Почти всем начинающим преподавателям приходится доплачивать до уровня минимальной оплаты. В таких условиях нет смысла рассчитывать, что выпускник с педагогическим дипломом пойдет в школу. На начало 2019 года было 880 вакансий преподавателей в Забайкалье.

— Вдобавок, мы работаем в отрасли и не получаем от нее преференций. К примеру, льгот на прием детей педагогов в детские сады нет. Чтобы закрепить молодых преподавателей в селе, надо установить на федеральном уровне данную привилегию, — сказала Нина Окунева. — Что же касается зарплатной темы, то, повторюсь, без увеличения федеральных вливаний в образование, без помощи федерального бюджета нам не обойтись. Да, педагог может зарабатывать: 44 000 рублей получает тот, кто ведет 36 часов, у этого учителя большой стаж, классное руководство. Но он в 7.30 зашел в школу и в 18.30 вышел. Это работа на износ.

По заслугам?

Своей коллеге вторила Нэлла Поликарпова, заместитель председателя краевой организации профсоюза работников образования: сейчас нет ясности, как будет повышаться заработная плата дальше, с учетом хотя бы инфляции. Да, получка стала больше, но рост ее отстает от инфляции. И прогноз социально-экономического развития также не содержит информации о повышении заработной платы. Учителей заверяют, что при оплате труда будем равняться только на целевые показатели указа президента и все. Уже сейчас есть и перегрузка, нет дифференциации по оплате труда в зависимости от квалификации. А если сравнить по регионам, то разница по зарплатам просто огромная. Средний заработок варьируется от 25 000 до 120 000, и эта дискриминация зависит от места проживания. «Да, мы не можем равняться с Москвой… а, собственно говоря, почему? Почему, выполняя одну и ту же работу, мы получаем кратную разницу в уровнях зарплат?» — сказала она.

— Все дело в федеральном законодательстве. Трудовой кодекс содержал норму: власти должны устанавливать минимальные базовые оклады по профессионально-квалификационным группам. Сегодня 2019 год, этих окладов нет. Если базовые оклады будут установлены, мы выровняем положение между регионами, — отметила эксперт. — Это главная наша просьба и требование. Хотелось бы, чтобы был единый отраслевой порядок начисления заработной платы в образовании. Отдавать это на откуп регионам и муниципалитетам — неправильно. В стране существуют федеральные государственные образовательные стандарты, мы выдаем единый документ об образовании, а зарплата разная. И сегодня, когда квалификация не имеет значения, это уравнивает всех. Я считаю, что так называемая тарифная сетка была понятной и справедливой: дифференциация в зависимости от квалификации. Да, вернуть все как раньше, сложно, давайте восстановим градацию по квалификации. Пусть Правительство РФ утвердит минимальные оклады.

Индексация зарплаты, которая прошла в 2019 году составила 3-4%. В каких-то муниципалитетах ее сделали с января, где-то с сентября, что, понятно, не удовлетворяет работников школ. Специалисты сделали акцент, что в Чите много учителей, которым доплачивают до уровня МРОТ, и это не только молодые специалисты. Зарплата должна состоять из 70% основных, гарантированных и 30% стимулирующих средств.

— Сейчас в стимулирующие входит оплата классного руководства, проверки тетрадей, заведывание кабинетом. Но из-за отсутствия денег в регионе этой части нет как таковой. Сегодня денежные вливания проводятся, когда надо реализовать указ президента. И это будут стимулирующие, — продолжали преподаватели. — Иногда возникает крайне несправедливая ситуация. Человек ведет 1,5 ставки, у него зарплата 30 000, ему ничего не дадут, а если кто-то получает 14 000 за одну ставку, ему добавят аж 16 000. То есть зарплата станет одинаковой: но у одного с большой нагрузкой, а у другого с маленькой?

Получится ли у педагогов добиться изменений в системе оплаты труда? Повысится ли их доход? Наверняка, хоть и не сразу. Вообще, способности преподавателей отстаивать свои права можно только поучиться. В регионе есть молчаливо-терпеливые граждане, получающие гораздо меньше, чем работники школ. А педагоги не стесняются напоминать чиновникам: чтобы зарплата не отставала от уровня инфляции и чтобы каждого оценивали по труду. Или чтобы не приходилось нагружать себя дополнительной работой до потери пульса, пытаясь свести концы с концами и выполнить указы по уровню зарплат.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.