Меню
16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

01.11.2019 15:32 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Ну, погоди», «Веселый повар» и другие

Вспоминаем карманные электронные игры позднесоветской поры.

В 1984-1991 годах это была культовая вещь для миллионов советских школьников. Фактически это было первый игровой компьютер, доступный практически всем.

Знакомство с компьютером

Карманные микропроцессорные игры серии «Электроника» с индикатором на жидких кристаллах — линейка советских портативных игровых устройств с жидкокристаллическим экраном, выпускавшихся разными производителями под общей торговой маркой «Электроника» с 1984 года. Игрушки были предназначены для детей в возрасте от 7 до 16 лет. Игры выпускали предприятия Министерства электронной промышленности СССР в Зеленограде, Арзамасе, Кировобаде, Витебске, Пинске, Виннице, Орле, Северодонецке и Калуге. Объемы выпуска поражали. Например, только в 1985 году и только игру «Ну, погоди» произвели более 400 тысяч штук. В Чите в основном продавались «Электроники», сделанные на орловском заводе «Протон». Стоила игрушка не дешево, но вполне допустимо для родительских кошельков – от 23 до 25 рублей.

Японские корни советской забавы

Корни советская «Электроника» имела японские. Об этом мало кто знал, но это подразумевалось. Отечественной школы компьютерных игр тогда не существовало в принципе. Наша игрушка являлась почти точным клоном японских электронных игрушек Game & Watch серии «Wide Screen», выпущенных компанией Nintendo в 1981—1982 годах Устройство появилось после того, как конструктор-электронщик Гумпэй Ёкои (на фото), путешествуя на скоростном поезде, заметил скучающего бизнесмена, который пытался развлечь себя, нажимая на кнопки калькулятора. Ёкои пришла в голову идея маленькой игровой машинки, которая может использоваться как часы и позволит скоротать время.

Виды развлечений

Самой популярной и массовой в серии «Электроника» была игра «Ну, погоди». По умному она называлась «Электроника 24-01», а потом «Электроника ИМ-02». Управляя волком, который может занимать четыре позиции, необходимо было наловить как можно больше яиц в корзину. За одно пойманное яйцо добавлялось одно очко. В случае падения яйца добавлялось штрафное очко. После набирания трех полных штрафных очков игра завершалась. По достижении 999 очков, игра продолжалась с нулевого счета, но уже с максимальной скоростью. При этом в «таблице рекордов» все равно оставалось число 999. Устройство и цели в остальных игрушках почти полностью повторял «Ну, погоди». Отличались они только главными героями. В «Веселом поваре» повар, под присмотром мыши, должен был вовремя поймать падающую сосиску, котлету, рыбу или птицу. В «Космическом мосту» надо было передвигать мост, не давая космонавтам упасть в поток лавы. В «Охоте на уток» — с помощью охотника отстреливать уток. «Тайны океана» были немного сложнее. В этой игрушке было всего две кнопки управления. С их помощью необходимо было провести водолаза к сундуку с сокровищами, избегая щупалец осьминога и воруя у него из-под носа мешки с золотом. Был еще «Микки-маус» и несколько не столь распространенных версий. В остальном же числа 200, 500 и 999 были сакральными для всех вариаций «Электроники».

Первые рекорды

«Электроника» в прямом смысле слова была карманной игрой. Ее габариты полностью совпадали по размерам с внутренним карманом школьного пиджака. Отсюда постоянные «зарубы» в игруху среди пацанов на беззвучном режиме прямо на уроках. Учителя ворчали, но в целом относились весьма демократично. На рубеже 80-х и 90-х такой вид школьного отдыха для педагогов был еще в диковинку. Когда своя «Электроника» надоедала, ее всегда можно было обменять у кого-то из одноклассников на игру другого подвида. Родители смотрели на такой бартер сквозь пальцы. Ведь строили игрушки одинаково и по сути дела, это был обмен шила на мыло. Но это понимаешь только сейчас. А тогда новизны от чужой игры пьянили и завораживали. На определенном этапе, увлечение «Электроникой» перестало быть только детским и в прямом смысле слова вознеслось над землей. В 1989-90 годах игрушки предлагали взять на прокат всем желающим пассажирам авиарейсов «Чита-Москва». Стоимость услуги составляла 3 рубля. Спросом она пользовалась огромным, поскольку реально помогало скоротать время в полете.

Главный миф

В те годы существовал миф, что при достижении 1000 очков в «Ну, погоди» на экране будет показать одноименный мультфильм. Вторая вариация поверья — заяц выбежит на экран и вручит волку букет цветов. Когда мы первый раз достигали 999 очков, нас ждало страшное разочарование. Ни первого, ни второго не случалось. При использовании жидкокристаллического дисплея подобного типа никакой мультфильм был в принципе невозможен, но технической стороной дела советские школьники тогда не интересовались. Отсюда и ощущение обмана и надувательства после прохождения игры, которое владело многими детскими умами на рубеже советской эпохи. А потом пришли 90-е. Милые и незамысловатые игры советской поры сменились братьями Марио, Бомберменом и героями первой «Контры». Новая эпоха родила новых кумиров…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.