Меню
16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

13.11.2019 11:42 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Театр как погранзастава»

Автор: Юлия БОЛТАЕВСКАЯ.

Фото Александра КАЛАШНИКОВА.

16 ноября 1939 года открылся первый сезон Читинского областного драматического театра, который начал свою историю с гастролей Куйбышевского театра имени ХХ-летия ВЛКСМ.

За долгую 80-летнюю историю театр дарил забайкальским ценителям искусства яркие эмоции, впечатления, помогал находить ответы на серьезные жизненные вопросы.

Поиск творческой свободы привёл в Читу

В преддверии знаковой в культурной жизни региона даты мы решили вспомнить о людях, которые вершили историю краевого драмтеатра. Беседа о выдающихся актерах, режиссерах, художниках и, конечно, о том, чем живет драмтеатр сейчас, состоялась в стенах редакции газеты «Забайкальский рабочий». Гостями издания стали директор театра Юрий Пояркин, заслуженные артисты России Алексей Заинчковский и Екатерина Рябова, руководитель литературно-драматургической части театра Ксения Раздобреева.

— Мы хотели бы посвятить нашу беседу актерам «первого призыва», которые стояли у истоков нашего театра в 40-е годы минувшего века. Мы давно не затрагивали эту тему, но в этот юбилейный год мы съездили с гастролями в Сызрань и Самару, откуда к нам в 1939 году и приехала труппа, давшая начало стационарному театру в Чите, — отметил Юрий Пояркин. — Надо сказать, что артисты, которые приехали к нам тогда, начинали, как самодеятельные, но в последствии они окончили школу актерского мастерства. Читинцы тогда показали себя грамотными театралами — раскритиковали декорации и работу артистов, сказав, как писал в своей книге архивариус театра Артур Пегов, что актеры не играют, а просто ходят и говорят текст.

Как напомнил Юрий Пояркин, читинцы в какой-то степени были искушенными зрителями. Ведь в столице области, по нынешней улице Бутина, располагалось замечательное здание театра, зал которого вмещал 1100 человек. Оно было востребовано у гастролеров, которые приезжали в город на один-два месяца. Но вот своей профессиональной труппы в Чите в то время не было. По словам директора драмтеатра, публикации областных газеты были полны сокрушений по поводу того, что собственные театры открывают очередной сезон в Улан-Удэ и Иркутске, а Чита по-прежнему отстает. И вот в 1939 году именно газета «Забайкальский рабочий» проинформировала о том, что в ноябре откроется первый сезон Читинского областного театра. Выпала эта миссия 15 артистам, оркестру. Директором молодого творческого учреждения стал Н.И. Балашов, главным режиссером — Е.Н.Белов.

— У Куйбышевского театра довольно непростая история. Он начал свою работу в начале 1920-х годов в качестве драматического кружка Куйбышевского завода имени Масленникова. За десять лет театр поставил 35 пьес. Евгению Николаевичу Белову, как человеку, который всегда стремился к творческой свободе, не хватало воздуха в Самаре, он искал для себя и своего коллектива новые пространства, — подчеркнула Ксения Раздобреева. — В поисках этой свободы труппа Самарского театра в 1935 году отправилась с гастролями в Москву. Артисты учились у выдающихся мастеров сцены Бориса Щукина, Алисы Коонен и других, поставили там полюбившийся куйбышевским зрителям спектакль «Аристократы», которым позже открывался первый сезон в Чите. Белов на протяжении многих лет искал место, где он мог бы свободно творить. Именно в Чите желание зрителей и режиссера совпали — публика получила стационарный театр, а Евгений Белов — свободу творчества.

Также руководитель литературно-драматической части театра добавила, что, завершив первый сезон 1939-1940 годов, труппа отправилась на первые гастроли в Хабаровск. Символично, что в юбилейном 2019 году артисты драмтеатра вновь побывали в Хабаровске с гастролями... Евгений Белов, отработав всего один театральный сезон, покинул Читу, но уверенный старт большому и хорошему делу уже был дан.

Они вершили историю

Невозможно переоценить роль Читинского драмтеатра в годы Великой Отечественной войны. Артисты театра поддерживали дух горожан и даже помогали армии финансами и теплыми вещами.

— Долгожителем читинской сцены можно назвать актера Сергея Ивановича Пономарева. После работы в Чите он долгие годы служил Мельпомене в Самаре, где был любимцем публики. В Самарском театре на двери одной из гримерных установлена табличка в память об артисте, — рассказал Юрий Пояркин.

По словам Алексея Заинчковского, личность Сергея Ивановича была поистине уникальной. Ему прекрасно удавалось совмещать работу директора театра с призванием актера. «Он по-настоящему горел своим делом. В те трудные военные годы Сергею Ивановичу как-то удавалось добывать артистам талоны на питание. Я уж не говорю о главной работе — выпуске спектаклей, тут он прилагал все усилия, — поделился Алексей Владимирович. — Читинская журналистка Ада Леонидовна Забелина посвятила артисту целую главу в своей книге о театре «Жить надо талантливо».

С труппой куйбышевского театра в 1939 году приехал в Читу замечательный актер Натан Овсеевич Ушаков. В годы войны он ушел на фронт, затем вернулся в Куйбышев, где долгое время работал в академической драме, а затем — в Самарском театре юного зрителя.

— За 80-летнюю историю театра в нем работали очень интересные люди. Играл на нашей сцене даже известный писатель Илья Лавров, — отметила Екатерина Рябова.

Вписаны в историю театра имена режиссеров В.В. Бухарина, А.Я. Славутского, Е. Ю. Золотарева. Как уточнила Ксения Раздобреева, примечателен тот факт, что главные режиссеры обычно работали в Чите не более пяти лет. Такова была особенность театральной жизни — не принято было постоянно находиться на одном месте. Но в 1990 году все изменилось — в театр пришел человек-эпоха Николай Березин. Этому предшествовали трагические события — гибель главного режиссера Ефима Юрьевича Золотарева.

— После ухода из жизни Ефима Юрьевича приехавшая за ним в Читу плеяда актеров покинула театр. Труппа сократилась почти наполовину, разумеется, некоторые спектакли «вылетели» из репертуара. Начинать новый театральный сезон нам было нечем, — вспоминает Екатерина Рябова. — Пришедший в качестве главного режиссера Николай Березин сразу взялся за постановку двух спектаклей. Театральный сезон мы открыли очень поздно — в декабре — сказочной красивой постановкой «Король-олень».

Выпускник ВТУ имени Щукина Николай Березин к тому моменту уже успел поработать в Ленинграде и Уфе. В Читу он приехал «на пару лет», но остался на 21 год.

— Очень рад, что мне довольно продолжительный период довелось работать вместе с Николаем Алексеевичем. Это был удивительный человек, не знавший отдыха, не признающий отпусков. Называя нас «мои актеры», он вкладывал в это выражение глубокий смысл — старался быть причастным к жизни каждого из нас. Порою ты только идешь по улице, подходишь к театру, а он уже видит, в каком ты настроении, — рассказал Алексей Заинчковский.

По словам Юрия Пояркина, все постановки Алексея Березина были беспроигрышными и восторженно воспринимались публикой. Творческий потенциал режиссера был огромным — за год театр готовил по 7-8 премьерных спектаклей.

Главная особенность — душевность

Как отметил Юрий Иванович, сегодня театр не сбавляет оборотов, даря зрителям в год по пять-шесть премьер. Не останавливает творческий процесс даже долгожданный капитальный ремонт. Репетиции проводятся в зале Забайкальского института предпринимательства, а спектакли идут на сценах краевого Дома офицеров, театра национальных культур «Забайкальские узоры», Забайкальской краевой филармонии им. О.Л. Лундстрема.

На вопрос журналистов о том, что отличает Забайкальский драмтеатр от других российских театров, гости редакции ответили однозначно — душевность и сплоченность коллектива.

— Для меня наш театр как погранзастава. Как на границе и рядовые, и высшие военные чины сидят за одним столом, так и у нас нет иерархии, — пояснил Алексей Заинчковский. — Когда в 1992 году я приехал служить в Оренбургский театр, то сразу заметил, что там нет такой крепкой команды. Даже в общем зале существовало разделение по местам — сначала сидит руководство театра, затем (по порядку) — народные и заслуженные артисты, недавно пополнившие труппу актеры, молодежь, обслуживающий персонал. У нас все иначе. Например, в Сызрани нужно было разгрузить фуру, мы все дружно взялись за это.

Екатерина Рябова вспомнила еще один показательный пример: «В прошлом году, когда мы были на гастролях в Калининграде, не успела подойти фура с декорациями и костюмами. Мы благодарны руководству и сотрудникам Калининградского областного драматического театра за то, что они предоставили нам право воспользоваться их декорациями и костюмами. Практически весь день всей труппой мы подбирали то, что нужно, хотя новый для нас неизведанный город манил соблазнами».

Напомним, что своих друзей — преданных поклонников театрального искусства — артисты ждут на театрализованное представление «Нам 80!» 15 ноября в Доме офицеров в 18.00.

Позади у театра бесценные исторические вехи, впереди — новые постановки, а значит, новая эпоха на преображенной сцене в капитально отремонтированном здании, осталось только терпеливо пережить напряженный период реконструкции.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.