Меню
16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

21.11.2019 12:10 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Самый советский автобус

Какой след в нашей жизни оставил ЛиАЗ-677.

Давайте вспомним, чем нам запомнился автобус, который несколько десятилетий фактически олицетворял собой сначала советский, а потом и российский общественный транспорт.

Учим матчасть

Выпускать его начали в 1967 году на Ликинском автобусном заводе в Подмосковье. Модель стояла на конвейере до 1996 года, на сторонних предприятиях отверточную сборку 677-го завершили только в 2000-м. Всего было выпущено 194 183 автобуса всех модификаций. Они эксплуатировались почти во всех регионах бывшего СССР. 7133 автобуса было экспортировано в 16 стран мира. Примечательно, что на Кубе советские автобусы переделывали для перевозки сахарного тростника. Для этого с автобуса срезали крышу и убирали все сидения.

Стандартная пассажироёмкость ЛиАЗа составляла 110 пассажиров и рассчитывалась по принципу — восемь человек на квадратный метр пола. Примечательно, что загрузка автобуса рассчитывалась, исходя из среднего веса одного пассажира в 51,5 килограмма. Это нетрудно вычислить, если из полной массы автобуса 14033 кг вычесть снаряжённую 8363 кг. Но нормы пассажировместимости редко когда соблюдались. Нередки были случаи, когда в 677-м одномоментно ехали 150-180 и даже больше человек.

Они были первыми

В Читинской области ЛиАЗы работали преимущественно в составе Читинского и Краснокаменского ПАТП. Единичные машины работали в качестве служебных автобусов на крупных предприятиях — Читинском автосборочном заводе, заводе КПД-1, Забайкальской ЖД. Первые 677-е, «сараи», как их преимущественно называли в городе, поступили в Читинский автобусный парк в 1974 году. До этого времени по улицам областного центра колесили «Львовы» первых серий и старые ЗИЛы 158-й модели (в таком бушевали Шурик и Гриша в начале фильма «Операция Ы»). Всего через автотранспортные предприятия региона прошло около 200 «сараев». Последние машины поступили в 1995 году и были списаны в 2009 году. В Краснокаменске часть машин продолжает эксплуатироваться.

Маршруты читинские

В Чите ЛиАЗы использовались абсолютно на всех городских маршрутах, а когда в 1997 году часть пригородных маршрутов была переведена на городскую нумерацию, их пустили и за пределы административной границы Читы — в Засопку, Агрогородок, Угдан, Шишкино, Подволок, на некоторые дачные маршруты. Самым длинным маршрутом, где работали «сараи», был № 115 (Чита — Подволок) — более 60 километров в один конец, своеобразный рекорд по меркам всей страны. Единственной городской трассой, куда ЛиАЗы до начала 90-х годов старались не ставить, был маршрут № 18 (Вокзал-КСК). Из-за очень большого пассажиропотока там работали более вместительные и скоростные «Икарусы» — «гармошки».

Горка в салоне

ЛиАЗ-677 запомнится нам как автобус с очень теплым салоном. Зимой в нем было очень тепло, а вот летом нестерпимо жарко. Причина этого была в неудобном расположении заслонки, переключающей холодный и горячий воздух, вследствие чего водители часто ленились отключать отопление на лето. Еще одной деталью, вошедшей в историю, стали билетные кассы, стоявшие в автобусах до начала 90-х. Кинул в боковую прорезь денег — отмотал себе билетов сколько надо.

Сдачи автомат не выдавал и был рассчитан на людскую честность. Надо сказать, народ не подводил. Редко кто брал билет, не заплатив денег. Самым козырным местом, по крайней мере для детворы, считался передний диван, установленный перпендикулярно движению сразу за водительской кабиной.

Примечательно, но в Чите ЛиАЗы отличались даже по... рельефу пола. У одних он шел одной плоскостью, а у других был более высокий впереди салона и низкий — сзади. В районе заднего моста располагалась своеобразная горка. Дети 80-90-х годов хорошо помнят, что в мороз, когда пол автобус покрывался ледяной коркой, в пустом салоне было хорошо кататься, разгоняясь и ускоряясь на этой горке.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.