Меню
16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

08.11.2019 12:19 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

В память о русских железнодорожниках

Автор: Александр ПЕТРОВ, краевед.

В Маньчжурии восстановлены две старинные улицы.

Русские туристы давно полюбили город Маньчжурию. Основной целью поездок на протяжении многих лет является так называемый «шопинг» — поездка за приобретением товаров повседневного спроса. Хотя в городе можно найти и другие развлечения – в нем много ресторанов с кухней, адаптированной под русского туриста.

При желании в Маньчжурии можно получить и оздоровительные процедуры — массаж, иглоукалывание, банки и прочее, и прочее. Мало кто посещает Маньчжурию с целью экскурсий по историческим местам этого города.

Старый вокзал

Да, на первый взгляд от старой Маньчжурии мало что сохранилось. Хотя своим рождением этот город во многом обязан России. Строительство Транссибирской магистрали и договор с Китаем об аренде земель для прокладки прямого железнодорожного пути из Читы во Владивосток повлекло, начиная с 1897 года, бурное развитие полосы отчуждения вдоль Китайской восточной железной дороги (КВЖД) — стали обустраиваться железнодорожные станции, образовались поселки и города. К началу русско-японской войны 1904-1905 г.г. дорога была пущена во Владивосток и в Порт-Артур. Русское население в Китае увеличивалось с каждым годом. Первым населенным пунктом на территории Китая и стала станция Маньчжурия. Железная дорога и дома в полосе отчуждения строились русскими рабочими. Они же на протяжении многих десятилетий обслуживали дорогу и жили здесь.

Да, действительно, Маньчжурия за последние 20-25 лет сильно изменилась. И сегодня уже сносятся и перестраиваются дома, построенные 10-15 лет назад. Но старинные здания, построенные русскими первостроителями Маньчжурии, сохраняются. Деревянные типовые железнодорожные дома, построенные в 1900-1903 годы, оставшиеся на первой улице, не снесены. На каждом из домов, в каком бы состоянии они ни находились, вывешены таблички о том, что они являются историческими объектами и охраняются государством.

А что на другой стороне?

Особенно интересны старинные дома, расположенные на другой стороне железной дороги. Хотя эта часть города очень близка к центру, и нужно просто перейти через виадук, но туда мало кто ходит из русских туристов. А ведь именно в этом районе сохранились в своем первозданном виде одно- и двухэтажные здания из дикого нетёсаного камня, водонапорные башни, для заправки паровозов водой. Там же сохранилась тюрьма с каменной стеной, как в Акатуе, построенная русскими еще в 1907 году.

Мы с женой, посещая Маньчжурию, каждый раз ходим на ту сторону дороги, чтобы сделать фотографии старинных каменных домов. Их можно было увидеть только с фасада — в домах жили люди, и во дворы попасть было невозможно.

Как же мы были удивлены, что всего через год после нашего посещения в Маньчжурии на месте двух старых русских проспектов — Крутицкого и Касимовского — образован Историко-культурный центр старых улиц. Жильцы из этих исторических домов выселены, территория между домами благоустроена — вымощена брусчаткой, на ней высажены деревья и кустарники. В середине площади установлен старинный паровоз. Дома полностью отреставрированы, вся территория обнесена деревянным декоративным забором — точно таким же, каким он был изначально в начале 20 века. Вход на территорию бесплатный. Так как старые проспекты примыкали к привокзальному скверу, сегодня Центр этот хорошо виден при выходе из здания железнодорожного вокзала. Воротами в Центр служит установленная большая вычурная металлическая арка. Судя по плакатам, размещенным у входа в Центр, работы по его оборудованию будут продолжены. В 2019-2020 годах там планируется построить павильоны для торговли и питания, фонтаны. Сожаление вызывает только то, что все пояснения на территории Центра сделаны на китайском и монгольском языках, и рассчитаны на китайских туристов, желающих познакомиться с русской культурой...

Дом из дикого камня

Есть надежда, что и другие старинные здания Маньчжурии — памятники строительства КВЖД со временем будут отреставрированы. Китайцы берегут и сохраняют нашу историю, в отличие от нас. В нашем же поселке Забайкальске мы не сохранили подобных зданий, а на станции Даурия в прошлом году снесли прекрасно сохранившуюся водонапорную башню. Там также ничего не осталось и от старинных казарм — свидетелей русско-японской войны, которые помнили многих выдающихся военных деятелей современности. Разрушили их совсем недавно — местная администрация не удосужилась внести их в реестр памятников и не стала принимать у военного ведомства…

Старинный дом из дикого нетёсаного камня сегодня можно увидеть и в Чите. Это уникальное здание сохранилось в самом центре города — по ул. Чкалова, 104-а. Флигель 1878-1879 годов постройки принадлежал не кому-нибудь, а первому городскому голове Ивану Николаевичу Замошникову. Именно Замошников делал первую планировку улиц нашего города, которую потом утвердил сам император. Но прекрасно сохранившийся флигель Замошникова — самое первое каменное здание Читы, оставшееся в память об этом замечательном человеке, даже не внесено в реестр памятников, и приближающееся строительство обрекает его на снос…

Вот и получается, что скоро, чтобы прикоснуться к истории России, нужно будет ехать в соседний Китай…

Фото русской Маньчжурии

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.