Меню
16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

04.12.2019 16:03 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

SPIRALLER: «Мы делаем то, что нам нравится»

Автор: Юлия БОЛТАЕВСКАЯ.

Фото из архива группы «SPIRALLER».

У каждого человека есть личный ад, свои скелеты в шкафу, темные стороны души и руины, оставшиеся от того, что когда-то согревало и радовало, но рухнуло в одночасье без возможности восстановления.

Нередко благодаря всему этому рождается творчество — мрачное и безнадежное, но просветляющее и потому притягательное. Именно такими композициями и покоряет своих слушателей молодая индастриал–группа из Санкт-Петербурга «SPIRALLER», которая выпустила второй студийный альбом «Другие» в красивую дату — 19.11.19.

Об этом творческом коллективе на просторах Всемирной паутины не так много сведений. При этом в социальных сетях некоторые поклонники «Spiraller» называют музыкантов «русскими «Rammstein». Сравнение с мировой легендой, конечно, тоже надо заслужить, но важнее другое: у «Spiraller» есть собственные стиль, индивидуальность, самобытность, разноплановость.

Заявили о себе «Вторжением»

Группа «Spiraller» образовалась в 2014 году в Санкт-Петербурге и сразу же ворвалась в музыкальное пространство синглами «Контроль» и «Крик», которые задали тон всему последующему творчеству коллектива. Оба произведения оказались очень мощными в музыкальном плане — энергичными, динамичными, насыщенными тяжелыми гитарными рифами и «индустриальным» электронным звучанием. Также их отличал сильный «брутальный» вокал. Что касается содержательной части, то «Контроль» — композиция о стремлении человеческой души к внутренней свободе и абсолютной невозможности ее обретения. «Наши раны — причина моей борьбы за свободу,/ Нам придётся страдать до последнего вздоха», — такие слова звучат уже в первом куплете, сразу же разрушая все возможные иллюзии слушателя на благополучный финал.

«Крик» — тоже пессимистичное произведение о человеческом бессилии перед смертью: «Пред ликом смерти все равны, / Когда пуля поражает цель». Что объединяет два сингла, так это мотив разрушительности тех сил, которые терзают человеческую душу. Не случайно в «Контроле» мы видим образ: «Разбивая руки в кровь, прожжённые болью, / Я забыл про пространство и время, сжигая пороки». И в «Крике»: «Разбитое сердце дышит, / Грехом холодных небес».

Первые «блины» вышли далеко не комом и получили достойную оценку в музыкальных интернет-сообществах, что вполне оправданно, поскольку оба произведения имеют качественное звучание, практически не уступающее российским и даже зарубежным представителям данного жанра.

Сделав успешный первый шаг, музыканты в течение двух лет выпустили еще три сингла: «Инферно», «Ярость» (2015), «Крылья» (2016). Все синглы, включая самые первые, вошли в дебютный альбом коллектива «Вторжение», состоящий из десяти композиций, который увидел свет в 2016 году. Заглавное произведение альбома «Вторжение» сразу повергает слушателя во мрак и тьму, ударяя тяжелыми аккордами и впечатляя жуткими образами. В такой стилистике исполнено большинство композиций альбома. К лирическим можно отнести только две — заключительную инструментальную композицию «2046» и «Руины». По настроению «Руины» выдержана в мрачной стилистике альбома, однако отличается более спокойным звучанием, без налета «индустриальной» электроники. В смысловом плане содержит те же мотивы, что встречаются в первых синглах группы «Spiraller»: перед слушателями предстает израненная, измученная человеческая душа, пережившая, а точнее, уже не способная пережить боль потери, оставившую в «сердце одни руины». И эта невыносимая горечь не дает лирическому герою найти выход, поскольку все ориентиры утрачены и нет иного пути, кроме разрушения, крушения надежд, замыслов и, возможно, самой жизни: «Мой корабль без штурвала / Разобьётся на куски / В холодном мёртвом море / Страданий и тоски...»

Судя по отзывам в социальных сетях, публика, пусть и достаточно подготовленная, восторженно встретила дебютную пластинку «Spiraller»: «Это не просто «Вторжение»! Это тотальное, всепоглощающее вторжение в уши, в сердце, в разум!!!»; «Это не та работа, которую можно раскусить с первого же раза и ходить довольным своей проницательностью, она многогранна и отточена, как великолепный бриллиант, которым в некотором смысле и является». Разумеется, группа получила в комментариях не только дифирамбы, но и конструктивную критику.

Желают говорить о вечном

В 2017 году подготовка к выпуску второго альбома была ознаменована выходом сингла «Синдром», продолжившего тему испытаний, которые в течение жизни проходит человеческая душа, сбиваясь с пути в своих страданиях. Перекличкой с первым альбомом стал появившийся в композиции образ «бесконечных руин», оставшихся внутри человека, мир которого сожжен ложью, лицемерием, непониманием.

С выходом сингла сложилась крепкая творческая команда из шести человек, стремящихся к одной цели — самовыражению. Как утверждают участники группы — коммерческий успех для них не главное, куда важнее трансформация всего того, что накипело в душе от не всегда благосклонной к современному человеку повседневности, во что-то вечное и прекрасное, пусть даже мрачное и депрессивное, но при этом несущее в себе очищающую энергию. Может, это покажется кому-то странным, но «Spiraller» ставит перед собой высокую цель — говорить о том, что беспокоит человечество на протяжении сотен лет, и будет волновать ровно столько, сколько роду людскому суждено населять Землю.

— Мы стараемся создавать музыку и тексты, которые прежде всего устраивают нас. Возможно, поэтому наш проект не будет раскрученным, но уж точно он будет глубоко душевным, — считают участники группы. — Мы просто делаем то, что нравится нам. Самое главное, чтобы это было честно, искренне.

Для выражения замыслов группа прибегает к классическим приемам — это касается и музыки, и текстов. Каждая песня «Spiraller» — это всесторонне проработанное произведение, являющееся результатом кропотливого труда всего коллектива.

Страдание как путь к возрождению

В 2019 году выходу альбома предшествовал выпуск трех синглов — «Аффект», «Верность», «Морфий». Открывается новый альбом композицией «Верность», смысл которой перекликается с рассуждениями великого классика Бориса Пастернака: «Всякая стадность — прибежище неодаренности… Истину ищут только одиночки и порывают со всеми, кто любит ее недостаточно». Так и в песне «Spiraller», следование за воздвигнутым идолом ведет к внутренней слепоте, неспособности свободно смотреть на мир и формировать о нем собственное мнение: «Воздвигая в сердце идол и над пропастью шагая, ты, возможно, что-то видел, но зашитыми глазами...»

Сходные с «Верностью» мотивы звучат и в заглавной композиции альбома «Другие», посвященной проблеме самовосприятия человека в мире, в котором «правду называют ложью»: «Здесь видят мёртвыми глазами, / А быть другим — под запретом».

«Аффект» полностью оправдывает свое название — в момент прослушивания душа словно мечется в состоянии аффекта, балансируя на грани психоэмоционального взрыва. Музыка непрерывно держит слушателя в напряжении, поскольку невозможно предугадать, в какой момент она изменится до неузнаваемости: лирические мотивы внезапно сменяются тяжелым звучанием, а затем в финале, казалось бы, вновь становится спокойно. Но это вовсе не умиротворяющий покой, а тревожное затишье, которое вызывает растерянность. Невольно задаешься вопросом: что будет дальше? Новый аффект, который накроет внезапно, или нечто совсем иное — неизведанное и поэтому страшное? Ведь, пожалуй, ощущение неопределенности — одно из самых жутких на свете.

На мой взгляд, «Аффектом» открывается вторая условная глава альбома, которая подводит итог проблематике взаимоотношений человека и общества или, скажем, внешнего окружающего мира и разоблачает еще более сложные отношения лирического героя с собственной душой, которую терзают агрессия, злость, горькое отчаяние, боль невосполнимой утраты, мука воспоминаний. Философским глубоким размышлением о жизни и смерти является композиция «Исход», которая напоминает нам о простой истине: «Memento mori» — ведь мы всего лишь «иссохшие листья, гонимые ветром», которым в итоге суждено стать «порхающим пеплом». Память — это самое драгоценное, но нередко и самое мучительное, что есть у человека. Об этом завершающие альбом композиции «Фантом» и «Стены».

Альбом «Другие» — образный справочник душевных состояний, которые каждый из нас испытывает в той или иной степени на разных жизненных этапах. По сравнению с дебютным альбомом заметен ощутимый творческий рост в плане музыки, текстов, вокала.

Музыка порадовала своей красочностью, разноплановостью — спектр эмоций, передаваемый ею, невероятно богат. Отражают калейдоскоп обостренных чувств образные, насыщенные символикой тексты. В целом альбом получился нескучным, способным задеть за живое, потому что в нем есть главное — то наболевшее, что пережито, а не выдумано, и оттого так понятно и знакомо.

Завершая обзор творчества группы «Spiraller», скажу, чем оно стало для меня. Представьте, что серое осеннее небо нависает над вашим городом, словно придавливая вас к грязно-серому асфальту. При этом душа ваша, как хамелеон, приняла такой же недобрый оттенок, а еще в ней не то кошки скребут, не то парят тучи черных, как смоль, ворон. Каждый, кто переживал подобное, знает, что юмористические ток-шоу точно не помогут. А вот музыка, в которой концентрация боли достигает предела, может пойти на пользу. Конечно, сначала покажется, что вас просто жестоко добивают, но потом придет осознание, что опять хочется жить. Еще античные философы ввели термин «катарсис», обозначающий очищение, облагораживание души через искусство, возникающее в процессе сопереживания. Так что современные творческие люди лишь следуют испытанным временем традициям.

Индастриал-метал (Industrial Metal) — одна из разновидностей «альтернативного металла», возникшая в конце 1980-х. Жанр делает упор на искаженный звук электрогитар, обработанный в «индустриальном» духе (в первую очередь при помощи средств электроники, цифрового саунд-дизайна).

Группа «SPIRALLER»:

Константин ЦАРЁВ — барабаны;

Евгений КРАВЕЦ — гитара;

Ярослав МАКГИВЭН — клавиши;

Павел СОЛОВЬЁВ — бас-гитара;

Анна КРАВЕЦ — вокал;

Александр ДОМОЛЕГА — вокал;

Вадим АДАМЕНКО — тексты (к слову, наш земляк — читинец, член Забайкальской краевой общественной писательской организации).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.