Меню
16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

06.12.2019 10:44 Пятница
Категория:
Теги (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Держим марку

Автор: Раиса ГОНЧАРЕНКО,
Председатель региональной общественной организации «Забайкальское историко-родословное общество».

Какими в Российской империи были взаимоотношения почты и железной дороги

Еще Император Александр II утвердил временные правила перевозки почти по железным дорогам, которые потом были приняты в качестве постоянных и позволили почте в век «железа и пара» действительно стать быстрой и оперативной.

В 1857 году Главное управление Министерства путей сообщения разрешило частным компаниям перевозить почту на казенных железных дорогах, доставка облагалась дополнительной пошлиной в городах с населением свыше 100 тысяч человек.

Как возили почту полтора века назад

По инструкции, почта перевозилась в особом железнодорожном вагоне или отделе, предохраняемом от пожара надежной охраной. Для предотвращения попытки взлома сделаны специальные почтовые замки: на станции отправления запирали, отпирали другим ключом по прибытии. Транспортировка почты по железной дороге заказывалась заранее.

Введение почтовых марок последовало позднее — 10 декабря 1857 года циркуляром Департамента предусматривалось применение с 1 января 1858 года на всей территории России (кроме Сибири, Кавказа, Закавказья), для оплаты простой внутренней корреспонденции, пересылки экспонатов на выставки. В 1872 году в Москве к празднованию 200-летнего юбилея императора Петра Великого с высочайшего позволения устраивается Политехническая выставка.

Господин военный губернатор Забайкальской области обращается в Читинскую областную почтовую контору с предложением «выразить на выставке состояние почтового дела в области развитие оного от императора Петра Великого до настоящего времени <…> Предлагаю иметь манекены в натуральную величину, способом перевозки почт с возчиком, почтальоном: на лошадях, собаках, верблюдах, оленях. Фотографии способов перевозки, костюмы, зимнюю, летнюю одежду почтальонов и ямщиков. Чертежи почтовых переправ мостов, оленье седло, сбрую. Приглашаю читинского областного, нерчинского, кяхтинского почтмейстеров. Следует поспешить доставить просимые материалы в Москву, так как чучела будут изготовляться в Лондоне».

В 1887 году появилось сообщение Ф.Л. Брейфус «Сведения о первых конвертах и марках» в бельгийском журнале «Почтовая марка» о первых русских марках, автор использовал архивные документы Почтового Департамента России.

В 1850 году началась подготовка к использованию почтовых марок под руководством чиновника Почтового Департамента А.П. Чаруковского, управляющего по перевозке почт железных дорог, который во время поездки за границу собрал сведения по перевозке почты, что позволило с большим знанием дела составить записку-проект «О введении штемпельных марок в России». Проект понравился. Предполагаемый срок введения — с 1 января 1857 года (проект хранится в Центральном музее имени А.С. Попова).

20 октября по всеподданнейшему докладу император Александр II утвердил представленные образцы марок, высочайше повелел назвать их «почтовыми марками». С тех пор термин «почтовая марка» официально получил право гражданства. Автором рисунков, гравером в последующем был Ф.М. Каплер. С 1900-1917 гг. — Р.Г. Зорринг.

После образования Министерства путей сообщения (МПС) А.П. Чаруновский, уходя в отставку, подал служебную записку о том, что «частная переписка уже возобладала над служебной, будет приносить доходы казне».

Первый министр МПС П. Мельников внимательно ее изучил, ввел в опытном порядке в почтовые отделения на железных дорогах, обслуживающие губернские, уездные департаменты министерств — телеграф для передачи коротких сообщений.

Тысячи почтовых вагонов

Для ускорения работы почты введена сортировка писем во время движения поездов. Почтовый чиновник, приписанный к служащим железной дороги, разбирал переписки по министерствам, степени важности в конверты разных цветов — серые, голубые, красные.

В 1871 году П. Мельников — министр МПС, напомнит о предложении А. Бобринскому (преемнику), стремившемуся привлечь средства для Министерства, проект доставки почты поездом подходил как нельзя лучше. Департамент почты возражал, усматривая посягательства на свои права. Председатель правительства П. Гагарин, видя возможность сэкономить, дал добро.

Собрав подробную статистику отправляемых по Забайкальской железной дороге, получаемых писем, учитывая территориальный принцип, сделали кондиционный план, согласовали равномерное строительство новых станций, почтовых отделений.

Подпись императора Александра II под соответствующим указом появилась в январе 1873 года. Оборудовано 1900 вагонов, сделанных специально, разделенных на отсеки, к увеличению доходов казны — обычная марка стоила 20 коп.

Железнодорожная ветка делилась на несколько участков, письма доставлялись на станции, пока поезд стоял, в почтовый вагон загружалась почта на специальную станцию, так до конца маршрута.

Служащим почты на железных дорогах положено сохранять традиционную форму, которой они гордились, введена система штрафов за ненадлежащее хранение писем.

Скорость переписки росла в разы.

В 1874 году служба Российской империи стала полноправным членом Всемирного почтового союза вместе с количеством писем, увеличением доходов. В 1897 году выкупила несколько сот вагонов в «личное распоряжение».

Пророческими оказались слова забытого цензора: «объемы и количество получаемой информации во многом изменили сам образ общения в России в конце XIX века».

В Забайкальской области

На 1 января 1893 года население области составляло 595 118 душ обоего пола. «По Забайкальскому почтово-телеграфному округу на 1 января 1894 года состояло 42 учреждения с личным составом, включая железнодорожные станции 161 чиновников, 127 низших служителей».

Всего число отправлений по Забайкальской железной дороге: 3 166 332. Ценность в рублях — 87 225 220. Доход телеграфного сбора в 1892 году — 104 852 руб., в 1983 году — 111 744 руб. Почтового сбора в 1892 г. — 100 396 руб., 1893 г. — 9809 руб. Итого в 1982 г. — 225 256, в 1893 г. — 227 377 руб. Расходы: в 1892 г. — 227 602 руб., в 1893 г. — 237 605 руб.

Сомкнулись магистральная линия КВЖД, Чита – Владивосток, Порт-Артур соединились рельсовым путем с Байкалом. После визита в Забайкалье министра путей сообщения начальнику Забайкальской почтово-телеграфного округа препровожден список станций дороги.

В 1899 году железнодорожные пути, по которым следовала почта, насчитывали 714 верст, сухопутные почтовые тракты — 2381, проселочные дороги — 620. С окончанием строительства Забайкальской железной дороги, открытием движения образовывались поселки постоянного типа — станции, разъезды, жителями становились железнодорожные служащие, рабочие. Нужды ремонта дорог привлекали рабочих, подрядчиков для их обслуживания, приезжали купцы, ремесленники, открывались на железнодорожных станциях почтовые отделения, телеграф. Станции быстро строились, увеличивалось население. Так, в 1897 году Чита — с населением в 11 480 жителей, в 1910 году насчитывала 75 000, а с пригородами (Песчанкой, Антипихой) — 100 000 чел.

Росли станции Хилок, Сретенск, Урульга, Карымская, Верхнеудинск, Петровский Завод, значительно усилило потребность в услугах почтовых учреждений. Разработаны правила приема, пересылки, выдачи почтовой корреспонденции на Забайкальской железной дороге. С декабря 1894 года вступил в силу новый пассажирский тариф, создавший льготные условия для провоза почты на железной дороге. Закрытое простое письмо — 7 коп., высший предел для письма — 8 фунтов. За заказное письмо взымается 7 коп. за заказ, в случае утраты письма выдается утратившему 10 руб. Ценные открытые пакеты, пересылка денег более 1000 не допускается, ценность не должна превышать 15 000 руб.

В 1884 году уменьшение почтовых доходов на 17874,27 последовало от прекращения посылок с шелковым китайским материалом, пересылки корреспонденции золотопромышленников. Доход Кяхтинской пограничной почтовой конторы выразился в 10825,47 руб.

В 1892 году из сопоставления числа почтовых учреждений с народонаселением Империи видно, что в Сибири на 22 157 душ и на 52 281 квадратную версту приходится одна почта.

В 1878 году, озаботившись расширением круга своей деятельности путем открытия новых почтовых пунктов, почтовое ведомство испросило на Забайкальской железной дороге ежегодный отпуск кредита в размере 20 000 руб. с назначением служить источником строительства развития почтовых учреждений. В 1889 году в Сибири открыто 12, в 1890 — 13, 1891 — 2, 1892 — 2, 1893 — 3 почты.

В сметном расписании о расходах Читинского почтово-телеграфного округа содержатся данные на содержание в 1899 году, включая Забайкальскую железную дорогу. Число чиновников — начальник — 1, жалованье — 1176. Общие доходы составили в рублях 78 253. Число аппаратов — 2, время их действия — 24 часа. Число почтовых — 24, общее число телеграмм — 99 907. Забайкальский ПТ округ в 1899 г. имел расходы: Чита кв. пособие — 5630, отопление — 34,11, дрова — 217/3, … др. — 1523,34, свечи — 301,5. Итого: на освещение — 1769, 51, содержание чиновников — 127,5, канцелярия — 212,5, упаковка — 765. Итого: 4397,33. Путевые издержки: 725,40.

Китайская почта

В 1899 года губернатор области Е.О. Мациевский в Хабаровск генерал-губернатору Н.И. Гродекову сообщает телеграммой, что присланный в Забайкалье чиновник особых поручений при Приамурском генерал-губернаторе Н.Н. Волынцев «… для составления рисунков для выставки принадлежности Ламанского культа и степной живописи – главных дацанов и собирание данных характеризующих орнаменты: бурятских и тунгусских», сообщает «Волынцевым сделано пять больших картин постелью, собрано много материалов для сочинения буддизма и альбома акварели, архитектуры, утвари, обрядов орнаментов». … часть работ нахожу успешными. Картины, нарисованные господином Н.Н. Волынцевым, предназначены мною к отправке на представление Нижегородскую ярмарку по железной дороге.

К числу уникальных относятся документы архива, рассказывающие о международных отношениях китайско-восточной железной дороги и почты государевой, о почтовом обмене между Россией и Поднебесной Империей – Китаем и Монголией, имеющей границы с Китаем, железной дорогой, которая играла ключевую роль в международной политике, развитии отношений.

Китайская почта древнее египетской, как и письменность. Пять тысяч лет назад китайцы писали письма, тысячу имели правительственную почту. В Пекине утверждена Почт-дирекция, подчинявшаяся военному ведомству. Почтовые курьеры «жень-фу» или «дзень-мема», одетые в простые синие кофты с длинными рукавами, шаровары до колен, черные шапки, обутые в легкие сандалии. В правой руке — зонтик, левой — фонарик. Оружия не имели. Бумаги с надписью «спешно», «весьма спешно», доставлялись со скоростью 400 км в сутки. Корреспонденция, завернутая в промасленную бумагу, укладывалась в бамбуковую корзину, привязывалась к спине куском материи, скрещивающейся на груди. Прикреплялся колокольчик или бубенчик. Письмо закладывалось в конверт продолговатой формы, вдоль конверта идет красная полоса в два пальца шириной. Почтовых марок китайцы не знали.

25 июня 1865 года Государь император на Положении Комитета высочайше соизволил утвердить представление генерал-губернатору Восточной Сибири, где представлялось право производить работы «не стесняясь сметою на содержание почтовых станций» выделив 17600 руб. крупной серебряной монетой». «Почта способствовала оживлению торговли с Китаем, служа удобством торгующим русским купцам», писал генерал-губернатор Восточной Сибири, особенно после постройки Забайкальской железной дороги. Почтовый сбор по Монголии и Китаю в 18865 г. составил 583 руб. 84 коп., в 1866 г. — 2777,06, 1867 г. — 2728 руб. 74/14 коп. Почтовый доход в заграничных конторах в 1897 г. — 1086 руб., отправлено казенных писем — 1824, получено — 797.

16 июля 1899 года Министерство внутренних дел, Главное Управление почт и телеграфов (№30325) сообщает для сведения, что в «Порт-Артур и далее в Дальний разрешен прием срочных телеграмм внутренней корреспонденции для передачи по почте во Владивосток, взимается за передачу по внутреннему тарифу в тройном размере, за пересылку по 7 коп. за телеграмму».

Ветер революции

Во время революции 1905-1906 гг. Всероссийской октябрьской политической стачки, трехнедельной стачки почтово-телеграфных служащих и железнодорожников Забайкальской железной дороги, с 14 октября по 12 декабря «Урга отрезана от России забастовкой почтово-телеграфных служащих, железнодорожников Забайкалья. Петербургская почта конца октября – первых дней ноября получен в Урге только 16 января 1906 г.» – сообщал в МИД ургинский консул. Отрезаны от России телеграф, почта в Пекине, Тяньцзине, Ханькоу, Кяхта, Урга получали кратчайшие неофициальные телеграммы из Пекина о значительных событиях в России. В 1905 году, получая кяхтинскую газету «Байкал», Гомбоев Н.Н. в разгаре революции 4 ноября 1905 года просил ее редактора И.В. Богашева выслать «Байкал» – также и в 1906 г. Но в марте 1906 года газету, как и многие другие в России, закрыли.

Сухопутная торговля с Китаем и Монголией, провоз грузов через забайкальскую железную дорогу не машала работе Китайско-Восточной железной дороги, занятой перевозками почты, сырья, тяжелых грузов.

Главное Управление почт и телеграфа высылает в Забайкальский почтово-телеграфный округ особые почтовые оплаты письменной корреспонденции, следующей по КВЖД из Китая, Монголии (писем, бандеролей), отправленной в русских почтовых конторах.

Значки почтовой оплаты подлежит продавать по ценам: марки 10 коп. — 8 центов, 7 коп. — 5 центов, 4-1 коп. 1 ц. <…> снабдите русские почтовые учреждения <…> почтовыми марками с надписью «Китай»…».

3 июня 1903 года губернатор Забайкальской области обращает внимание почтово-телеграфного ведомства, что «высылаемые из-за границы по железной дороге письма для частных лиц с прокламацией преступного содержания, опускаются в почтовые ящики, «читаются, передаются из рук в руки…», «особо обращать внимание на письма, адресованные на один и тот же адрес». «Усилить наблюдение и контроль за иностранной корреспонденцией, прибывающей по железным дорогам». Начальник почтовых казенных станций просит отделение Русско-Китайского банка ссудить 16000 рублей под гарантию для приготовления дорог.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.