Меню
16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

11.02.2019 16:15 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Долгая песня о тарифах

Автор: Виолетта ВДОВЯК

Фото с сайта http://www.business-vector.info

Общественники, бизнесмены и представители власти Забайкалья уже который год обращаются в федеральный центр с просьбой снизить тарифы на электроэнергию. Наш край в этой инициативе не одинок. Республика Бурятия и регионы Дальнего Востока добиваются аналогичного. Соседям везет, плата за электроэнергию для них снижается. А Забайкальский край так и остается, как нелюбимый родственник — за дверьми этого мероприятия. Тем временем, по стоимости электричества для некоторых групп потребителей мы на 70% опережаем Иркутскую область и на 43% Якутию.

На днях настойчивые забайкальцы снова обратились в Москву, с попытками привлечь внимание Центра к тарифной проблеме региона.

Нынешняя инициатива снизить в Забайкалье тарифы на электричество возникла в ответ на изменения федерального закона «Об электроэнергетике». В новой редакции документа представлен перечень регионов, где оптовая стоимость электроэнергии будет снижена. К сожалению, наши федеральные коллеги не включили в данный список Забайкальский край. Депутаты Законодательного собрания, чиновники от исполнительной власти региона, а также общественники не намерены оставлять попыток снизить стоимость электроэнергии.

Тариф на электроэнергию складывается из стоимости ее производства и покупки, из цены на передачу по сетям и сбытовой надбавки. Эти сферы деятельности в годы реформы были разделены по разным собственникам и штаб-квартирам. Как известно, реформирование топливно-энергетической отрасли не лучшим образом отразилось на конечной стоимости электричества в Забайкальском крае, этот ресурс резко подорожал.

— Рыночные механизмы формирования стоимости электроэнергии в некоторых субъектах Российской Федерации привели к существенному увеличению цен на электрическую энергию, — комментирует руководитель Региональной службы по тарифам и ценообразованию Евгения Батуева. — Особенности энергосистем таких регионов не позволяют обеспечивать потребителей электроэнергией по доступным ценам, в связи с чем, Правительством Российской Федерации для таких субъектов устанавливаются особые условия функционирования оптового и розничных рынков и вводятся регулируемые цены на электрическую энергию (мощность). Данная мера применяется преимущественно для регионов, находящихся в зоне высокого роста социальной напряженности.

В 2017-2018 гг. Республики Бурятия и Карелия добились госрегулирования данных тарифов, и они снизились на 20%. А как же Забайкалье, где тоже сложная социально-экономическая ситуация? В 2018 году в нашем регионе тарифы на электроэнергию для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на низком напряжении сложились на 71 % выше, чем в Иркутской области, на 43 % выше, чем в Республике Саха (Якутия), на 16 % выше, чем в Республике Бурятия и на 6 % выше, чем в Амурской области. И для населения плата за электроэнергию уже давно пересекла отметку в 4 рубля за киловатт-час.

— Ситуация с высокими тарифами в регионе обусловлена особенностями энергосистемы Забайкальского края. Основу нашей генерации составляют угольные теплоэлектростанции, себестоимость выработки которых на фоне роста цен на сырье ежегодно увеличивается, комментирует Евгения Батуева. — Кроме того, отдельные объекты генерации работают в так называемом «вынужденном» режиме, реализуя электроэнергию по более высоким ценам, поэтому стоимость электроэнергии у них выше, нежели у тех станций, цена на электроэнергию у которых формируется на конкурентном рынке. Нельзя не отметить и тот факт, что Забайкальский край относится к числу негазифицированных регионов России и у потребителей отсутствует альтернативный, более дешевый источник в виде природного газа.

Негативное влияние высоких тарифов подталкивает потребителей сокращать расходы на электричество. Нельзя говорить о появлении новых энергоемких производств, это попросту невыгодно. Получается замкнутый круг: рост тарифа не позволяет начинать или продолжать производство, а снижение количества потребителей влияет на полезный отпуск электроэнергии и чем меньше ее продается, тем больше тариф.

— Особенности энергосистемы Забайкальского края не только не способствуют принятию мер по снижению тарифов, но и, наоборот, из года в год усугубляют эту ситуацию, приводя к росту цен на электроэнергию для потребителей региона. Рост тарифов препятствует реализации мер перспективного развития региона, связанных с созданием новых производств, и увеличению числа рабочих мест, а также формирует социальную напряженность среди потребителей, в особенности граждан, чья платежеспособность снижается, — добавляет Евгения Батуева.

Поэтому глава Забайкалья Александр Осипов распорядился направить отрицательный отзыв на проект федерального закона № 602963-7 «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона «Об электроэнергетике». Документ нуждается в доработке. Необходимо включить Забайкальский край в перечень отдельных частей ценовых зон оптового рынка, в которых действуют регулируемые цены на электроэнергию.

Дмитрий Тюрюханов, первый заместитель председателя Законодательного Собрания Забайкальского края:

— Забайкальский край входит в число регионов с наиболее высокой стоимостью электроэнергии. Сравните: для наших потребителей, подключенных к сетям низкого напряжения в 220 вольт, стоимость одного киловатт-часа сейчас составляет 5,395 рубля. Даже в Якутии электроэнергия дешевле почти на 2 рубля, чем у нас. Также меньше стоимость электроэнергии у наших соседей: в Иркутской, Амурской областях, Бурятии, Еврейской АО, Хабаровском, Приморском краях.

Именно поэтому в конце декабря 2018 года депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края от всех парламентских фракций направили обращение на имя председателя Государственной Думы Вячеслава Володина с просьбой содействовать включению Забайкалья в перечень территорий с регулируемым ценообразованием. Мы убеждены, что на Забайкальский край необходимо распространить политику государственного регулирования тарифов, и, соответственно, стоимость электрической энергии в отношении нашей территории должна быть пересмотрена. Собственно, в этом мы и пытаемся убедить федеральных коллег.

Свои аргументы мы направили в Государственную Думу в преддверии обсуждения там изменений в статью 36-ФЗ «Об электроэнергетике», подготовленных Правительством Российской Федерации. Изменения касаются, в частности, перечня отдельных ценовых зон оптового рынка, где устанавливаются особенности ценообразования. Суть документа в том, что для некоторых регионов России верхнюю планку стоимости электроэнергии устанавливает государство в лице Федеральной антимонопольной службы. Соответственно, тариф на электроэнергию в этих регионах ниже.

Комитет по энергетике Государственной Думы и Министерство энергетики России не соглашаются с нашими доводами. Защищая предприятия энергетической отрасли, они обосновывают свой отказ тем, что у нас нет дефицита электроэнергии и что основной потребитель энергии в регионе — железная дорога. В ответном письме профильный комитет Госдумы указал также, что наша инициатива «может быть поддержана только после проведения дополнительной оценки регулирующего воздействия».

При подготовке отзыва на федеральный законопроект депутаты комитета по экономической политике и предпринимательству Законодательного Собрания Забайкальского края единогласно выступили против этого документа в начальной редакции, ввиду того, что Забайкальского края нет в перечне регионов, где тариф будет регулироваться государством. Я уверен, на пленарном заседании Законодательного Собрания края, которое состоится 13 февраля, весь депутатский корпус поддержит эту позицию. То есть мы настаиваем, чтобы наш регион был включен в список территорий с регулируемым ценообразованием на электроэнергию. Врио губернатора также дал отрицательный отзыв на данный проект закона и по тем же основаниям.

Федеральный законопроект, который реально может повлиять на стоимость электроэнергии на территории Забайкальского края, будет рассматриваться профильным комитетом Госдумы днем позже, 14 февраля. Депутаты Госдумы от нашего региона совместно с уполномоченным представителем Правительства Забайкальского края будут участвовать в его обсуждении и отстаивать необходимость поддержки региона.

Если Забайкальскому краю все-таки удастся войти в данный перечень, тарифы на электроэнергию в регионе снизятся примерно на 20%. Это много, и не только для населения, а особенно для энергоёмких производств. Тарифное регулирование при этом будет осуществлять Федеральная антимонопольная служба.

Впервые за много лет у нас появилась реальная возможность снизить стоимость электрической энергии для потребителей Забайкальского края. Поэтому мы, как законодатели, считаем, что использовать этот уникальный шанс необходимо по максимуму.

Анатолий Старостин, забайкальский эксперт по энергетике:

— Стоимость электроэнергии находится в основе всех отраслей экономики. Сегодня много, в том числе и с федеральных трибун, говорится о конкуренции. Однако в части тарифа все выглядит наоборот. С одной стороны от Забайкалья находится Республика Бурятия, где действуют преференции по энерготарифам и стоимости электроэнергии на оптовом рынке и где регулируется этот рынок. С другой стороны — соседние регионы Дальнего Востока, в которых также работает программа снижения тарифов и привлечения инвестиций.

А Забайкальский край остался в какой-то непонятной схеме регулирования тарифов на оптовом рынке. Какая же может быть тут конкуренция по сельскому хозяйству и переработке леса, если у регионов-соседей совершенно разные условия?

Напомню, на стоимость электроэнергии влияет три составляющие: производство электроэнергии — оптовый рынок, транспорт электроэнергии (ее передача) и сбыт. Передача и сбыт регулируются в регионе, то есть в отношении них действует госрегулирование. Что касается стоимости угля, в тепловой энергии она занимает 50-60%, в цене электроэнергии — вдвое меньше. Стоимость угля — рыночная составляющая, пока на нее нет возможности воздействовать. Однако почти половина всей цены на электроэнергию — это оптовый рынок. Если часть этой цены сбавить, то и конечный тариф будет явно ниже.

Считаю, что создание равных условий для Забайкалья, Республики Бурятии, регионов Дальнего Востока в части формирования тарифов — правильное направление и его надо поддерживать.

От имени общественников звучало предложение привести к эталону расходные составляющие по остальным тарифным долям — плате за передачу электроэнергии, эксплуатацию, инвестиции, строительство и ремонт сетей. Должны быть одинаковые, эталонные расходы в похожих регионах. Снижать издержки энергетики могут за счет повышения эффективности. Почему затраты на ремонты ЛЭП в Бурятии и Забайкальском крае должны отличаться?

По отношению к Забайкалью нельзя говорить о конкуренции на рынке электроэнергии, и в моем понимании в нашем регионе эта конкуренция так и не появилась. С 2011 года в «вынужденном» режиме работали Харанорская ГРЭС и Читинская ТЭЦ-1. И только Краснокаменская ТЭЦ была в рынке. Созданы были непонятные условия: почему новейшая Харанорская станция оказалась в «вынужденном» режиме? «Вынужденный» режим — это дорого и подлежит закрытию. Можно ли закрыть Харанорскую ГРЭС? Нет. А попадала она в этот режим по причине свой роли в устойчивости энергосистемы. Сейчас Харанорская ГРЭС уже не работает в «вынужденном» режиме и тариф сдерживается. Но вопрос: с 2011 по 2018 год этот режим на Харанорской ГРЭС был. Зачем он тогда применялся, если можно работать без него?

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.