Меню
16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

12.04.2019 14:28 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Наши люди на орбите

Вольный пересказ космической истории Забайкалья

Часто кажется, что космическая эра человечества — это элемент нашей самой что ни на есть новейшей истории. Вроде бы люди полетели за пределы родной Земли совсем недавно. На самом деле это впечатление обманчиво. Да, живых свидетелей 12 апреля 1961 года еще достаточно много. Однако первому полету человека в космос через два года исполнится 60 лет.

Готовиться к орбитальным полетам начали еще раньше — 65-70 лет назад. В космосе на конец марта 2019 года побывали 560 человек из 37 государств, а первым людям, которым посчастливилось посмотреть на нашу планету из безвоздушного пространства, скоро исполнилось бы 100 лет. В общем, канун 59-й годовщины первого полета за пределы Земли, который теперь именуется Международным днем авиации и космонавтики, замечательный повод, чтобы заглянуть в прошлое. Поговорим мы ни много ни мало о космической истории Забайкалья.

Авиатехник, ставший космонавтом

30-й советский космонавт Юрий Артюхин широкой общественности известен слабо. В отряд космонавтов 33-летний Артюхин был зачислен в 1963 году, состоял в нем до 1982 года. Однако космический полет совершил лишь единожды — с 3 по 19 июля 1974 года в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз-14» и орбитальной станции «Салют-3». Позывной — «Беркут-2». За полет получил звание Героя Советского Союза с формулировкой «за проявленное мужество и героизм».

В остальное время занимался исследовательской работой. В 1963-1965 годах дважды участвовал в работе научно-измерительных пунктов по управлению полётом в качестве заместителя и начальника оперативной группы. В мае 1965 — январе 1966 года проходил подготовку для полёта на космическом корабле «Восход-3», но не полетел. Затем в 1969-1970 годах участвовал в управлении полетами космических кораблей на плавучих научно-измерительных судах «Космонавт Владимир Комаров» и «Академик Сергей Королёв». В 1965-1969 годах входил в группу советских космонавтов, готовящихся к облёту Луны и посадке на нее (проект был свёрнут после успешной высадки американцев на Луну в июле 1969 года).

Входил в состав экипажа планировавшегося на июнь 1973 года первого полёта на первую военную орбитальную станцию программы «Алмаз». После ухода из отряда космонавтов в 1982 году работал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов по научно-исследовательской работе. С марта 1988 года в отставке. Скончался в 1998 году.

Ну, а в отряд космонавтов Юрий Артюхин пришел привычной для многих дорогой — из строевых частей ВВС Советской Армии. В 1950 году окончил Серпуховское военное авиационно-техническое училище. После этого в течение полутора лет служил техником авиаэскадрильи 231 штурмового авиационного полка 45-й воздушной армии Забайкальского военного округа. Бывал в Чите.

Почетный гражданин Читы и Хьюстона

Дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации Анатолий Филипченко по количеству населенных пунктов, объявивших его своим почетным гражданином, один из лидеров среди космонавтов.

Дважды побывавшего в космосе (1969 и 1974) Филипченко считают своим жители Калуги, Липецка, Острогожского, Читы, Аркалыка, Караганды, Сум, поселка Давыдовка Воронежской области, города Михайлова Рязанской области и даже американского города Хьюстон.

Почетным гражданином Читы Филипченко стал в 1971 году. К городу ранее он отношения не имел, но в январе 1971 года побывал в столице Читинской области на праздновании 50-летия комсомола Забайкалья. Он выступил на юбилейном пленуме обкома ВЛКСМ, встречался с гражданами в Окружном доме офицеров. Побывал на машзаводе, в пединституте и Агинском округе.

Согласно свободной энциклопедии «Википедия», Филипченко жив — в феврале 2019 года ему исполнился 91 год. Соответственно за ним продолжает числиться статус почётного гражданина Читы.

Титов, но не Герман

Первым возрасту космонавтом, родившимся на территории Забайкалья, является тёзка космонавта № 2 — тоже Титов, но не Герман, а Владимир Георгиевич. На свет он появился 1 января 1947 года в городе Сретенске Читинской области.

В июне 1966 года поступает в Черниговское высшее военное авиационное училище. После окончания служил летчиком-инструктором, старшим летчиком-инструктором учебного авиаполка в родном училище. В отряде космонавтов с августа 1976 года. 20-22 апреля 1983 года подполковник Титов в качестве командира КК «Союз Т-8» осуществил свой первый полёт в космос. Программа полёта предусматривала стыковку корабля с орбитальным комплексом «Салют-7» и выполнение на борту пилотируемого комплекса ряда экспериментов. Но вследствие появления отклонений Центр управления полётом принял решение стыковку отменить.

Второй космический полёт лётчик-космонавт СССР полковник Титов совершил с 21 декабря 1987 года по 21 декабря 1988 года, проведя в космосе без полутора часов один год и один день. За это время он выполнил три выхода в открытый космос.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 декабря 1988 года лётчику-космонавту СССР полковнику Титову присвоено звание Героя Советского Союза.

Третий космический полёт Титов совершил с 3 по 11 февраля 1995 года в качестве специалиста полёта американского шаттла «Дискавери».

С 29 сентября по 6 октября 1997 года полковник Титов совершил четвёртый полёт в космос в качестве специалиста полёта шаттла «Атлантис». В ходе полёта осуществлена стыковка с орбитальным комплексом «Мир», а 1 октября 1997 года В.Г. Титов выполнил выход в космос с борта шаттла.

С августа 1998 года в запасе. В настоящее время живет в Москве и работает директором подразделения компании «Боинг» по России и странам СНГ.

Летчик-космонавт выборов-2018

Евгения Тарелкина забайкальцы хорошо помнят по его участию в выборах в Законодательное собрание Забайкальского края осенью 2018 года. Фото- и телегеничный представитель «Единой России» выборы тогда выиграл. Депутатский мандат ему вручили, но по каким-то причинам Тарелкин его сдал, решив остаться в Москве, в которой живет и работает.

Родился Тарелкин 29 декабря 1974 года в поселке Первомайский Шилкинского района в семье парашютиста-испытателя, будущего Героя России Игоря Тарелкина. Тарелкин-младший стал своего рода единственным среди космонавтов потомственным Героем России.

После окончания школы в 1992 году поступил в Ейское высшее военное авиационное училище летчиков, которое окончил в 1996 году. Обучение продолжил в Военно-воздушной академии имени Гагарина.

С 1998 года служил старшим бортовым инженером-испытателем в Центре подготовки космонавтов имени Гагарина. Освоил самолёты Л-29, Л-39, Ил-76. Имеет звание инструктора парашютно-десантной подготовки (более 400 прыжков с парашютом), а также квалификацию водолаза (провёл под водой около 250 часов).

В мае 2003 года был зачислен на должность кандидата в отряд космонавтов.

В 2003-2005 годах проходил общекосмическую подготовку. Все экзамены сдал на «отлично». В июне 2010 года получил назначение в основной экипаж МКС-33/34. В мае 2012 года был бортинженером дублирующего экипажа космического корабля «Союз ТМА-04М». 23 октября 2012 года стартовал на Международную космическую станцию в качестве участников основной экспедиции МКС-33 на корабле «Союз ТМА-06М», где провел 143 дня и 16 часов.

1 июня 2015 года приказом начальника Тарелкин освобожден от должности космонавта-испытателя и уволен из Центра подготовки космонавтов по собственному желанию.

Домнинский летчик-истребитель …

121-й по счету космонавт России и СССР Сергей Рыжиков с Забайкальем связан не по месту рождения, а по месту службы. Родился он в августе 1974 года в Бугульме. Окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков.

С октября 1996 года по февраль 1997 года проходил службу лётчиком и старшим летчиком в истребительных авиаполках в Саратовской и Тверской областях. С июля 1997 года служил в должностях лётчика, старшего лётчика, командира звена, начальника штаба — заместителя командира эскадрильи, командира авиазвена гвардейского истребительного авиационного полка на забайкальской авиабазе Домна. Там его помнят до сих пор. Военный лётчик 2 класса. Освоил самолёты Л-39 (налёт 287 часов) и МиГ-29 (налёт более 150 часов). Общий налёт — более 700 часов. Имеет квалификации «инструктор парашютно-десантной подготовки», «офицер-водолаз». Выполнил более 350 прыжков с парашютом...

Приказом министра обороны РФ в 2012 году уволен из Вооруженных Сил в звании подполковника ВВС,

11 октября 2006 года был зачислен в отряд космонавтов. С декабря 2014 по март 2016 года готовился к космическому полёту в составе дублирующего экипажа МКС-47/48 в качестве командира ТПК «Союз ТМА-20М» и бортинженера МКС. С марта 2016 года проходил подготовку в составе основного экипажа МКС-49/50 в качестве командира ТПК «Союз МС-02», старт которого первоначально был запланирован на 23 сентября, но по техническим причинам перенесён на 19 октября 2016 года.

С февраля 2018 года проходит подготовку в дублирующем экипаже экспедиции МКС-60/61 и ТПК «Союз МС-13», старт которого запланирован на июль 2019 года.

Стартовал 19 октября 2016 года с космодрома Байконур в качестве командира экипажа космического корабля «Союз МС-02» (позывной «Фавор») и бортинженера экипажа Международной космической станции по программе МКС-49/50 основных космических экспедиций. 10 апреля 2017 года корабль с тремя членами экипажа отстыковался от МКС. Продолжительность полета составила 173 дня.

...и его фото

Кстати, космонавт Рыжиков запомнился еще и тем, что в 2017 году выложил в Интернете фото Читы из космоса. В самом факте появления фотографии ничего сверхординарного нет — обычный космоснимок, которых в Сети миллионы. Но внимания заслуживает тот факт, что Рыжиков целенаправленно снял Читу, да еще и подписал снимок. «В черте Читы находится озеро Кенон. На его берегу функционирует Читинская ТЭЦ-1, для которой Кенон является водоемом-охладителем», — написал космонавт, чья армейская юность прошла в паре десятков километров от сфотографированного озера и электростанции на его берегу.

Нелетавшие

Среди наших земляков есть люди, которые полностью прошли подготовку для полетов, но в космосе так и не побывали. Речь об уроженце Нерчинского района Юрии Пономареве и Валерии Белобородове со станции Оловянная.

Про Белобородова известно, что он родился в 1939 году в семье военнослужащего. Служил в различных авиачастях. Летал на истребителях МиГ-17, затем на самолетах Ту-154. В декабре 1979 года принимал участие в операции по штурму дворца Амина (Афганистан) в качестве помощника командира корабля самолета, доставившего штурмовую группу. После 1980 года летал, в том числе и в Афганистан, на самолетах Як-18, Миг-15, МиГ-17, МиГ-19, Л-29, Ил-14. 27 июня 1987 года уволен в запас.

Принимал участие в третьем наборе в отряд космонавтов 1965 года, однако зачислен туда не был и оставался в резерве. С мая 1967 по июль 1969 года проходил общекосмическую подготовку. 29 августа 1969 года приказом Главкома ВВС № 802 отчислен из отряда космонавтов «по неуспеваемости». По мнению Белобородова, причиной отчисления послужил его отказ вступить в КПСС. Несостоявшийся космонавт скоропостижно скончался в 2004 году.

Юрий Пономарев с середины 1950-х годов занимался летной испытательной работой. В 1969 году написал заявление в отряд космонавтов, в 1972-м был туда зачислен. Неоднократно проходил подготовку к полетам в качестве бортинженера. В 1983 году был отчислен из отряда космонавтов и вышел на пенсию.

А ждали ли «Буран»?

Информация о том, что военный аэродром на станции Безречная в Забайкалье готовился в качестве запасной площадки для посадки советского космического челнока «Буран», относится больше к разряду популярных городских легенд. Причем к тому разряду, правдивость которого сомнения ни у кого не вызывает. На самом деле это, конечно, не так. Из 13 аэродромов Советского Союза, которые планировалось задействовать в качестве резервных для посадки «Бурана», ни одного забайкальского не было. Ближайшие к нам «буранные» аэродромы располагались в Приморском и Хабаровском краях. Но все они, как известно из истории, не понадобились. Первая и единственная посадка советского многоразового космического корабля «Буран» прошла в автоматическом режиме в 1988 году на аэродроме, входящем в состав космодрома Байконур.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.