Меню
16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

30.04.2019 15:42 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Пример дружбы и единения

Автор: Виолетта ВДОВЯК

Читая апрельские сводки с пожаров, в очередной раз убеждаешься, как все в нашем мире хрупко. От беды не застрахована ни забайкальская глубинка, затерянная далеко в степи, ни собор в центре развитого столичного европейского города. А добавьте человеческое разгильдяйство… Тогда огненную стихию уже будет не остановить, она пройдет, словно каток, оставив после себя мертвую пустыню и горе…

Справиться с бедствием можно только вместе. В тот день жители Парижа показали удивительное и трогательное единение в делах и надеждах на спасение Нотр Дама… Это же единение в сопереживании проявили и многие россияне, вне зависимости от своих религиозных убеждений. Как, например, православный священник Филипп Парфенов, долгое время служивший в храмах Франции, а до этого — и в Забайкалье.

На днях корреспондент «Забайкальского рабочего» пообщалась с этим человеком.

— Отец Филипп, кем и как долго Вы работали во Франции?

— С апреля 2002 по январь 2005 года я служил в этой стране, куда меня позвал архиепископ Иннокентий, управляющий Корсунской епархией РПЦ с центром в Париже (в начале 2000-х там был дефицит русских священников от Московского патриархата).

Так случилось, что я начал свое служение в Чите в 1997-м в его бытность епископом Читинским и Забайкальским. В 1999-м епископ Иннокентий был переведен в Париж. После оформления моей загранкомандировки я стал одним из священников Трехсвятительского подворья Московского патриархата, где еще постоянно служил пожилой архимандрит Георгий Вострель, австриец.

Когда я прибыл в Париж, при ежедневных утренних и вечерних богослужениях в Трехсвятительском храме почти все дни выходил только он, после чего мы стали чередоваться хотя бы через день, и в таком режиме прошло около полугода. Затем ситуация улучшилась, число священников стало постепенно увеличиваться.

— Как православная церковь Франции взаимодействовала с католической в те годы?

— Все христиане во Франции и в целом в Западной Европе живут дружно; раз в год в конце января традиционно собираются вместе (и православные, и католики, и протестанты) в рамках Недель христианского единства. Поскольку Франция — страна с богатой историей и там много древних храмов и святынь, дорогих всем христианам мира, то сближает всех в том числе и этот фактор. Подобно тому, как в Иерусалиме у Гроба Господня молятся и православные, и армяне, и копты, и католики, и те же протестанты, вовсе не вникая в богословские тонкости и их различия у каждой стороны.

— Какие известные святыни и памятники культуры находятся в соборе Парижской Богоматери?

— Многие реликвии попали во Францию в эпоху средневековья со Святой Земли или из Византии в результате Крестовых походов. Прежде всего это Терновый венец Господа нашего Иисуса Христа вместе с частью древа Креста Господня. Стоит отметить, что для хранения Тернового венца в ΧΙΙΙ веке в центре Парижа была специально выстроена церковь Сент-Шапель по заказу Людовика ΙΧ, выкупившего эту реликвию в 1239 году в Венеции, куда она была привезена из Константинополя. При этом оказалось, что строительство этой церкви, до сих пор знаменитой своими разноцветными уникальными витражами и состоящей даже более из стекла, чем из металла и камня, обошлось втрое дешевле, чем выкуп самого Тернового венца!

В Сент-Шапель давно уже музей, а Терновый венец с частью древа Креста хранился с 1804 года уже по соседству — в кафедральном соборе Парижа Нотр-Дам.

Слава Богу, при случившемся несколько дней назад пожаре все главные святыни собора, включая данную, удалось вовремя спасти. До пожара в главном соборе Парижа регулярно проводились специальные богослужения с выносом Тернового венца — обычно раз в месяц, по пятницам, а во время Великого поста — каждую пятницу. Они были очень значимы и для местных православных, а по мере увеличения общего числа приезжих из русских, украинцев и молдаван духовенство собора Нотр-Дам стало предлагать и православным священникам участвовать в таких службах. Неоднократно и мне самому приходилось держать в руках эту реликвию, участвуя в таких процессиях.

— Расскажите подробнее о совместных богослужениях?

— Великим постом 2003 года архиепископ Иннокентий впервые сам возглавил в пятницу Крестопоклонной седмицы богослужение в Нотр-Даме — была отслужена вечерня с поклонением Терновому венцу, наподобие так называемой «пассии», которую обычно совершают во многих наших храмах по воскресеньям вечерами в течение великопостного времени. Мне довелось в тот вечер возглавить мужской хор примерно из семи человек. Православные песнопения произвели самое живое впечатление на всех католиков, включая духовенство собора. К сожалению, в последующие разы далеко не всегда удавалось собирать подобный хор, хотя этого так хотела приглашавшая сторона...

Но в любом случае то начинание было поддержано и продолжено в последующие годы: православные службы с поклонением святыне совершались, например, архиепископом Брюссельским и Бельгийским Симоном, митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне святейшим патриархом Московским и Всея Руси), митрополитом Киевским и Всея Украины Владимиром и святейшим патриархом Московским Алексием вторым (ныне покойными).

— Какие еще памятники церковной архитектуры Франции Вас заинтересовали?

— Нотр-Дам, естественно, наиболее известный средневековый готический собор не только во Франции, но и по всему миру. Своего рода эмблема или визитная карточка Парижа. Здесь всегда было очень много туристов, поток которых не прекращался с открытия собора до закрытия, поэтому всегда ощущалась определенная сутолока и суета. Но по красоте это не самый впечатляющий собор: в той же Франции ему составят конкуренцию соборы в Реймсе, Шартре, Амьене, Руане, Страсбурге, строившиеся примерно в ту же эпоху, XII — XIV веках. Да и под Парижем есть великолепный собор Сен-Дени, XII века!

— Некоторые православные священники считают, что пожар — это Божье наказание (лично я не приемлю, когда в такие моменты начинают поучать). Видите ли Вы в случившемся какой-то знак свыше? Быть может, люди сами себя наказали своей беспечностью и безответственностью?

— Случившийся пожар в главном соборе Парижа, конечно, был полной неожиданностью для меня, на грани шока. Это серьёзная потеря для всей Франции, начиная с самих парижан, из тех, кто регулярно заходил помолиться в собор, в том числе для поклонения Терновому венцу. Где теперь временно будут организованы службы для прихожан Нотр-Дама, даже не очень ясно пока.

Фото: Yoan Valat / EPA / Scanpix / LETA; Benoit Tessier / Reuters / Scanpix / LETA

Конечно, есть разные мнения и высказывания по поводу происшедшей трагедии. К сожалению, это уже не первый случай в Париже — ровно за месяц до этого пожара горела, например, другая замечательная церковь в центре Парижа, куда я тоже любил заходить иногда — Сен-Сюльпис. Я думаю, что наряду с чисто человеческой халатностью и беспечностью, а также простой случайностью, имеющей место в похожих ситуациях, верующие самой Франции в целом восприняли это как, безусловно, предупреждение…

Мой давний хороший знакомый, историк и религиовед Андрей Зубов, отметил: «Как радостно един был христианский мир в эти страшные часы. Думаю, это единство и спасло собор Парижской Богоматери — «Да будут они едины, как и Мы с Тобой, Отче, едины» [Ин, 17, 22-23].

Так будем же и впредь едины. Ведь соборы могут гореть не только во Франции.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.