Меню
16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

02.08.2019 16:12 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Стройка XX века

Автор: Виолетта ВДОВЯК

В нынешнем году Байкало-Амурская магистраль отмечает 45 лет. В 1974-м официально началось ее возведение, она была объявлена Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. И хоть сооружение этого крупнейшего объекта началось еще до Великой Отечественной войны, именно 1974 год стал моментом главного старта, а потому и столь важной датой в истории БАМа.

О чем же писал «Забайкальский рабочий», освещая будни этого стратегического объекта?

От Усть-Кута до Комсомольска

«Пульс стройки века», «Наводят мосты» — такими заголовками и рубриками пестрят страницы газеты «Забайкальский рабочий» образца 1974 года. «БАМ изменит край», — объясняет В. Калиничев, начальник Забайкальской железной дороги, отвечая на вопрос, какую роль сыграет Байкало-Амурская магистраль в жизни тогдашней Читинской области, — в предвыборной речи Л.И. Брежнев вновь сказал о Байкало-Амурской магистрали, «…с которой связано преобразование обширных районов Забайкалья и Дальнего Востока». Это грандиозный план освоения необжитых северных районов особенно радует нас, забайкальцев — ведь будущая железная дорога пересечет нашу Читинскую область.

БАМ — стройка уникальная. Еще в начале нынешнего века нельзя было осуществить этот проект. Строители не располагали тогда необходимыми техническими средствами для прокладки линий в таких сложных условиях.

Протяженность будущей магистрали более трех тысяч километров — от Усть-Кута на западе, до Комсомольска-на-Амуре на востоке. Значительная часть дороги будет проходить по территории Читинской и Амурской областей, поэтому основным заказчиком строительства является Забайкальская железная дорога.

Трасса проходит по необжитой территории, там, где не ступала нога человека. Она пересекает хребты высотой более трех километров, огромное количество впадин, речных долин, марей. Мосты и трубы перешагнут через 3500 водных преград — через большие и средние, равнинные и горные реки. На трассе будут пробиты самые длинные в стране железнодорожные тоннели. К этому следует добавить, что БАМ пересечет зоны с высокой, до 10 баллов, сейсмической активностью, здесь широко распространена вечная мерзлота.

Все это привело к необходимости специально для БАМа разрабатывать проекты мостов, тоннелей, зданий, железнодорожного полотна и других обустройств сложного транспортного хозяйства. При строительстве магистрали будет использован богатейший опыт, накопленный в нашей стране.

Магистраль станет самой современной транспортной артерией. Поезда будут возить специально проектируемые мощные тепловозы, новейшая автоматика облегчит труд эксплуатационников. Через каждые 50-70 километров будут сооружены жилые поселки с домами, оборудованными всеми видами благоустройства, включая газификацию. Такие специально спроектированные для севера дома уже строятся на станции Тында. В них предусмотрена улучшенная планировка, увеличена высота помещений, первый этаж предназначен для стоянки личного транспорта, хранения продуктов и т.д. В укрупненных поселках железнодорожников строители оставят детские сады, и ясли, школы и больницы, клубы и столовые, торговые центры и спортивные сооружения. Предусмотрено строительство пионерских лагерей, баз отдыха, тепличного хозяйства и курортов на местных минеральных водах.

Намечается строительство современных вокзалов, локомотивных и вагонных депо, высокомеханизированного грузового хозяйства. Все это непросто осуществить и в обычных условиях, но на БАМе для этого и от проектировщиков, и от строителей потребуется большой творческий труд.

Сооружение транспортных магистралей всегда создает условия для размещения и развития производительных сил. Это особенно важно для районов, через которые пройдет БАМ, ведь в зоне тяготения магистрали сосредоточены крупные запасы древесины, цветных металлов, каменных коксующихся углей, железной руды, слюды и других богатств. И среди месторождений — огромное и богатое по содержанию Удоканское меднорудное.

Без преувеличения можно сказать, что БАМ будет иметь для советского народа огромное значение. Она обеспечит кратчайший и экономически выгодный выход к портам Дальнего Востока, на несколько сотен километров сократится пробег поездов к берегам Тихого океана, новая дорога послужит дальнейшему расширению торговли, облегчит экспортные поставки различных товаров.

Для ускорения строительство магистрали будут вести из нескольких точек: от станций Лена, Комсомольск-на-Амуре и Тында в обе стороны — на запад и восток. Сейчас началось от Усть-Кута и продолжается строительство участка Бам-Тында протяженностью 180 километров. В текущем году будет открыто движение рабочих поездов до 132 километра. Этот участок является испытательным полигоном для подготовки к строительству «большого БАМа», здесь опробываются новые методы, прогрессивная технология, испытываются различные конструкции опор и фундаментов для мостов…»

Северо-Муйский хребет

А вот рабочие будни строителей. «Через горную реку в нескольких десятках километров от станции БАМ построен железнодорожный мост. Это пятнадцатое сооружение, которое возвели с начала года мостостроители Хабаровского треста № 8. Объект введен досрочно. Пять мостостроительных трестов выехали на ветку Бам-Тында. В трудных условиях ведутся работы. Чтобы установить опоры моста, приходится буквально вгрызаться в слой вечной мерзлоты. На помощь пришла мощная техника — буровые станки, бульдозеры, автотягачи, многотонные краны. Вскоре на строительство трассы прибудет пополнение. Рядом с общежитиями рабочих растут палаточные городки. Там разместятся студенческие отряды», — пишут авторы в заметке «Наводят мосты». На снимке к этой заметке изображен В. Геращенко — механик установочного крана, он руководит монтажом перекрытий мостов на 6 километре Бам-Тынды.

И еще одна новость с места строительства Северо-Муйского тоннеля — метростроители на БАМе. Головная группа тоннелестроителей Байкало-Амурской магистрали начала прокладку дороги от бурятского поселка Тазы к месту будущей дислокации всего отряда — на Северо-Муйский хребет. Сквозь него предстоит пробить тоннель длиной более 15 километров.

«Сейчас наша задача — как можно быстрее выйти к месту основных работ, — рассказывает главный инженер тоннельного отряда № 11 «Главтоннельметростроя» Е.Э. Питцольд. — Это 220 километров по таежной чаще и крутым сопкам. А главная наша цель — «прошить» Северо-Муйский и Байкальский хребты тоннелями. Их предстоит прокладывать в зоне вечной мерзлоты, в условиях высокой сейсмичности. Сюда приглашены лучшие метростроители Москвы, Лининграда, Харькова, Киева. С каждым днем растет поток добровольцев, желающих участвовать в грандиозной стройке, которая разбудит дикую тайгу».

А тем временем, летом 1974 года, на западном участке строительства Байкало-Амурской магистрали возник новый опорный пункт, получивший название Магистральный. Он расположен примерно на середине пути от Усть-Кута до Нижнеанграрска — в 12 километрах от старинного таежного села Казачинское. Это 167 километр БАМ. Здесь будет построена станция Киренга. Новоселами Магистрального стали рабочие управления «Ангарстрой» и члены первого ударного комсомольского отряда Иркутской области.

Задача молодых путестроителей — закрепиться на площадке, возвести на месте, где сегодня стоят палатки, жилые дома, культурно-бытовые и служебные помещения, создать производственную базу строительства. В Магистральный уже доставлен первый энергопоезд мощностью 1000 киловатт.

Эхо события

Потом, спустя десять лет, на церемонии золотого звена прозвучит много праздничных слов. Наши корреспонденты Борис Плоткин, Андрей Фомин, Анатолий Снегур расскажут о звездном часе станции Куанда.

Писатель Оскар Хавкин, отец журналиста Эрнста Хавкина, вторя своим коллегам, поделится своими мыслями:

«Вы знаете, о чем я вспомнил в этот радостный час? О могочинских мальчишках довоенной поры, о том, как мы в 1940 году пошли в поход. Мы сидели у костра и мечтали, что вот здесь, в далекой северной глуши когда-то пройдет железная дорога, поднимутся города и поселки. Ребята горели желанием преобразовать этот край. Но им выпала иная судьба: они встали грудью на защиту нашей родины от ползучего фашистского гада. Многие из тех могочинских мальчишек-мечтателей не вернулись домой с фронтов. Им, павшим, я посвятил свою книгу «Всегда вместе». Но лучшая память о них — это сегодняшний день, стальная колея, прорезавшая тайгу от Байкала до Амура»….

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.