Меню
16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

29.08.2019 14:53 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Выкуп за машины

Осуждены автоугонщики-вымогатели, терроризирующие Читу с 2006 по 2010 годы

«Ваша машина у нас. Если через неделю не принесете 150 тысяч, то мы ее сожжем», — лет десять назад для автомобилистов Читы не было более лютого страха, чем услышать по телефону подобную фразу.

Сумма выкупа, конечно же варьировалась в зависимости от марки автомобиля и личности владельца, но сути это не меняло. На протяжении многих лет угоны автомобилей с целью последующего возврата владельцам за выкуп были серьезным криминальным бичом столицы Забайкалья.

Недавно участники одной из групп, долгое время занимавшихся этим преступным промыслом, предстали перед судом и получили заслуженное наказание. «Забайкальский рабочий» узнал подробности и составил портрет позабытого, но очень опасного явления.

Под присмотром «положенца»

Официальной информации по этому делу немного. Известно, что во второй половине июня Центральный районный суд Читы вынес обвинительный приговор четырём мужчинам.

57-летний Николай Буглак, который, если верить ряду открытых источников, долгое время до своего ареста в феврале 2015 года носил статус криминального «положенца» Читы, был назван главой группы угонщиков и вымогателей. Кураторство их деятельности суд оценил в 15 лет лишения свободы.

Трое молодых людей в возрасте чуть за 30, которые непосредственно похищали машины и собирали с владельцев выкуп, получили, соответственно, 12 лет и 6 месяцев, 10,5 и девять лет лишения свободы. Отбывать наказание всем четверым предстоит в колонии строгого режима.

Кстати, «положенец» Буглак до этого случая считался юридически не судимым. Действия фигурантов дела суд квалифицировал по трём статьям Уголовного кодекса — 158 (кража), 163 (вымогательство) и 166 (завладение автомобилем без цели хищения). Отдельной статьи для угонов для выкупа российское законодательство почему-то ещё не предусматривает.

Количество потерпевших по делу превысило 70 человек. Практически все они, в своё время отдавшие вымогателям солидные деньги, заявили в качестве компенсации столь же немалые гражданские иски. Один только их перечень занимает в материалах уголовного дела несколько страниц, правда не самого мелкого шрифта.

Несмотря на масштаб деятельности участников осужденной группы, она являлась лишь небольшой часть того мощного криминального автобизнеса, который действовал в Чите в начале 2000-х годов.

Технология хищения

Наибольшего расцвета угонно-выкупный бизнес в Чите достиг в 2006-2010 годах, хотя единичные случаи этого криминального промысла фиксировались в городе, как до, так и после описываемых событий. Происходило все следующим образом. У человека угоняли машину. Произойти это могло где угодно и когда угодно. Машины уходили со дворов жилых домов, стоянок супермаркетов, с центральных улиц города, со стоянок у крупных предприятий и административных зданий.

На вооружении у угонщиков были два орудия преступления. В одном случае они работали т.н. «проворотом» — похожим на ключ металлическим предметом, который ломал личинки замка двери и замка зажигания, давая возможность почти молниеносно вскрыть и завести угоняемую машину. Разумеется, «провороты» могли использоваться только против автомобилей, на которых охранная сигнализация не стояла. Вопреки распространенному мнению, таких машин, даже среди иномарок, довольно много. Выяснить наличие сигналки было делом нескольких секунд.

Если сигнализация на машине была, то ее отключали с помощью «код-граббера» — специальных радиотехнических сканеров, предназначенных для обхода и отключения охранных систем.

Действовали угонщики молниеносно. Рассказывают, что были случаи, когда люди оставляли машину без присмотра все на 5-10 минут. Этого хватало, чтобы машину угнали. Иногда хозяева даже видели момент угона — с балкона или через витрину магазина.

Особых предпочтений по маркам автомобилей у преступников не было. Однако, усредненный портрет угоняемых машин составить всё-таки можно. Их основную массу составляли иномарки среднеценового сегмента (от 300 до 700 тысяч рублей) не старше 10 лет — «Тойоты», «Хонды», «Ниссаны», на которых ездит пол-Читы. Большая часть угнанного транспорта была еще на транзитных номерах.

Угнанную машину перегоняли в специальные гаражи-отстойники. Как правило, их роль выполняли гаражи, арендованные в крупных гаражных кооперативах на окраине города, где соседи могут просто не знать друг друга.

По пути туда, впереди нее обязательно шла машина сопровождения. Из нее угонщика предупреждали о постах ДПС на дорогах или об объявлении в городе плана «Перехват» — у угонщиков были рации, настроенные на милицейскую волну.

Дальнейшее было делом техники. Многие автовладельцы после подачи заявления об угоне, тут же давали в СМИ объявления о вознаграждении за информацию про угнанный автомобиль. Тогда человеку просто звонили, объясняли ситуацию и назначали сумму выкупа. После передачи денег, на мобильник к хозяину авто приходила эсэмэска с указанием места, где он может забрать машину.

Когда объявлений в СМИ не было, срабатывал народный телеграф. Обязательно находились добрые и всезнающие люди, которые выводили жертву на крутых парней, которые за энную сумму брались решить вопрос по возврату угнанного автомобиля. Естественно, это оказывались те же люди, которые эту машину и угоняли.

Выкуп за машину, к слову сказать, платили не все. В таком случае, авто разбирали на запчасти или с перебитыми номерами по дешевке сбывали в соседние регионы. Иногда машины сжигали, где-нибудь в лесу.

Примечательно, что разведка у угонщиков была поставлена почти на профессиональном уровне. Различные базы данных позволяли очень оперативно найти телефон или адрес хозяина машины или уровень его материального достатка.

Общее количество автоугонов, совершенных в Чите в 2006-2010 годах, может составлять до 1500 (!) эпизодов, а сумма выплаченного преступникам выкупа – десятки миллионов рублей. Проверить это сегодня уже невозможно. Заявления о преступлении писались не всегда.

Кто есть кто в угонном бизнесе

Некоторые подробности то, как фигурировала преступная схема с угонами и возвратами, раскрывает большое уголовное дело по редкой для Забайкалья 210-й статье Уголовного кодекса (организация преступного сообщества). Оно возбуждено в отношении «вора в законе» Георгия Углавы (Тахи) и его людей, терроризировавших регион в 2000-е годы.

Из него известно, у истоков преступного промысла изначально стоял преступный авторитет Дмитрий Ведерников, сейчас отбывающий 22-летний срок за серию убийств.

Прекрасно разбираясь в машинах, он приблизил к себе группу молодых людей, которые были не прочь заработать легкие деньги. На угоны в различном групповом сочетании выходили до 10 человек.

Примерно год они зарабатывали на возвратах автомобилей, заставляя людей влезать в кредиты и долги, чтобы заплатить выкуп от 50 до 250 тысяч рублей.

Потом на них обратили внимание криминальный «положенец» Читы Николай Буглак и его «коллега» Федор Титов, курирующий криминал по всему региону. На «стрелке», которая состоялась весной 2007 года, в районе Школы-17, они объявили, что вся схема переходит под их контроль. Ведерникова назначили «смотрящим за угонами» и постановили 1/3 часть от полученного выкупа отдавать в криминальный общак. К 2010 году милиция, к тому времени уже переименованная в полицию, накопила достаточный объем доказательств, чтобы посадить часть угонщиков. Остальные, постепенно, свернули свою активность сами и легли на дно.

Заза против генерала Макарова

Имеет смысл напомнить о деятельности еще одной преступной группы, занимающейся угонами, на совести которой быть может самое оригинальное автомобильное преступление в современной истории Забайкалья. Группу возглавлял некто Александр Пархоменко по кличке Заза.

В декабре 2006 года Заза умудрился угнать служебный УАЗик… командующего войсками Сибирского военного округа генерала армии Николая Макарова. Новенький отечественный внедорожник дёрнули от генеральского коттеджа по улице Кайдаловская, в районе стадиона СибВО, когда водитель в прямом смысле слова, на 2 минуты зашел в помещение КПП.

Генеральский УАЗик найдут на следующий день на автостоянке…исправительной колонии №5 в Антипихе. Работники учреждения впоследствии опознали Пархоменко, как человека, который пригнал машину в зону, сказав сторожу-расконвойнику: «Командир потом заберет». Что Заза и его люди хотели сделать с похищенной машиной, осталось неизвестным. Можно предположить, что машину угнали под заказ, либо запланировали разобрать на части. Выкуп от штаба СибВО кажется маловероятным.

Пархоменко через несколько дней задержат сотрудники УБОП, а генеральскую машину из колонии выдворяли бойцы СОБРа. Это был едва ли не первый случай в истории региона, когда милицейский спецназ действовал на территории исправительной колонии. И совершенно точно, это был первый и единственный случай, когда добычей угонщиков стало авто командующего крупнейшего военного округа Российской Федерации.

Николай ХАРЬКОВ.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.