Меню
16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

26.09.2019 08:34 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Золотые звенья БАМа

Автор: Виолетта ВДОВЯК

«Главную дорогу нашей жизни мы с тобою вовремя нашли. Мы с тобою вовремя прошли лучшую дорогу нашей жизни…»

От пожелтевших страниц «Забайкальского рабочего» как будто веет теплом. Много добрых строк посвятили наши коллеги 2 октября 1984 года строителям Байкало-Амурской магистрали. Большая публикация под заголовком «Звездный час Куанды» повествует о золотой стыковке БАМа. Этому событию ни много ни мало уже 35 лет! Юбилей. «…И каждый из стотысячного бамовского коллектива достоин... Каждый из них вложил в трассу не только свой труд, но и душу...».

Несколько стыковок

По правде сказать, золотое звено было на БАМе не одно. И уж, конечно же, стыковка не возвещала о реальном завершении строительства. Это не кнопка «стоп», после торжеств потребовалось еще много усилий по обустройству трассы.

Итак, 29 сентября 1984 года в 10.05 (по Москве) золотая стыковка прошла на разъезде Балбухта (Каларский район Читинской области). Встретились восточное и западное направления строителей БАМ, продвигающиеся навстречу друг другу десять лет. 1 октября состоялась укладка золотых звеньев БАМ на станции Куанда (Каларский район Читинской области). На этой же станции открыт монумент славы строителей. Однако, как сообщает сайт bam.railways.ru, единой магистралью БАМ стал только 27 октября 1984 года, когда было уложено последнее золотое звено главного хода железной дороги. Именно эта дата и считается днем рождения магистрали.

Наш коллега Анатолий Снегур, настоящий знаток БАМа и забайкальского севера, спустя 20 лет внес ясность в череду золотых стыковок: «На БАМе, особенно его Читинском участке, год 2004-й стал годом больших юбилеев. Мой Каларский район начал подготовку к ним ещё в феврале. Но в «мероприятиях» ни слова о «золотой» стыковке БАМа, которой 29 сентября сего года тоже исполняется двадцать лет …

Специалисты БАМа ещё до возобновления его строительства в 1970-х годах ввели неофициальное понятие «стыковка». Именно на нём базировались планы проектировщиков, производственно-технические решения ГлавБАМстроя. На Большом БАМе (в отличие от Малого — линии Бамовская-Тында-Беркакит) путь к «золотой», последней стыковке по главному пути начался в 1974 году. Именно тогда, почти одновременно из Лены и Тынды двинулись навстречу первые десанты и этим открыли восточное и западное направления стройки.

Десять лет мы следили за встречным движением, в меру своих сил и служебных обязанностей помогали ему. Было много ярких и запоминающихся событий, предшествовавших этой стыковке, но её заключительным аккордом стал балбухтинский. На будущем читинском разъезде Балбухта 29 сентября 1984 года в 16 часов 05 минут местного (10.05 московского) времени встречные рельсошпальные звенья коснулись друг друга.

Стыковок ведь было несколько и до этого мига. Стыковали отдельные участки трассы изыскатели и проектировщики (например, в 1938 году на читинской Чине). Стыковалась просека. Стыковалась притрассовая автодорога, и по ней открывался сквозной проезд вдоль всей будущей магистрали. Стыковали своё земляное полотно механизаторы, а мостовики и монтажники — искусственные сооружения (были и «золотая» водопропускная труба, и «золотая» тысяча кубометров грунта, и «золотой» мост, их было даже два). Стыковали линию энергетики, а связисты — радиорелейную. И вот стыкуются рельсы, что двигались друг к другу целых десять лет. По большому счёту, больше стыковать было нечего. Потому балбухтинская и названа «золотой». И вот ей двадцать лет.

В административном распоряжении значится «20-летие укладки «золотого» звена». Правильнее бы писать — укладки «золотых» звеньев, но что их было два, об этом тоже помнить надо. Истинные бамовцы, конечно, помнят. И они хорошо знают, в каком соотношении были стыковка и эти «звенья», что из них было главным, определяющим, а что лишь составной частью, митинговым камуфляжем».

«Золотые» звенья были уложены на станции Куанда (в 42 км от Балбухты) 1 октября, почти двое суток спустя после стыковки. Были уложены строго одновременно, двумя встречными путейскими бригадами. Именно эта одновременность изначально не даёт нам права говорить лишь об одном звене. Да и зачем какое-то из встречных направлений обижать, оттеснять от события?

«Строительство Байкало-Амурской магистрали вступило в завершающую стадию — до укладки «золотого» звена в районе станции Куанда остались считанные месяцы», — писал в одном из центральных изданий незадолго до стыковки Константин Мохортов. Мне думается, что заявление это ясное, у него только одно толкование: завершение строительства магистрали — это укладка «золотого» звена. После такой подачи бамовского лидера наша московская печать уже не стесняла себя проблемами освещения стыковки. «Есть железная дорога от Байкала до Амура! БАМ построен!» — это «Комсомольская правда» за 30 сентября 1984 года, через день после балбухтинской встречи. Помнится, только «Правда» была реалистичной, написала то, что соответствовало истине: «Есть стыковка! Протянулась теперь непрерывная стальная колея от Прибайкалья до Приамурья… Дел впереди ещё много…» — тоже номер за 30 сентября 1984 года».

Долгий путь

«Более десяти лет строители магистрали шли к большой трудовой победе, которая венчает важнейший этап в сооружении магистрали», — так начинают золотую бамовскую публикацию в нашей газете журналисты «ЗР» Анатолий Снегур, Борис Плоткин, Андрей Фомин. «Было трудно, неимоверно трудно. Еще никто в мире не пытался в таких глухих местах на вечной мерзлоте, болотах и марях построить дорогу длиной более чем в три тысячи километров. Некоторые зарубежные голоса не жалели красок, пытаясь убедить людей Запада: «БАМ — не что иное, как «красная пропаганда», никогда этой дороги не будет». Теперь эти голоса стыдливо молчат, ибо БАМ есть. Построили дорогу мужественные, замечательные люди. Имена многих из них знает вся страна. Петр Сахно стал на БАМе легендарной личностью. Это он пробивался с запада на восток с первыми бамовскими десантами, строил Звездный, Северобайкальск, Кичеру. В числе первых строителей приехал на трассу с отрядом имени XVII съезда ВЛКСМ Виктор Лакомов. Здесь он стал Героем Социалистического Труда. Чуть ли не с первого колышка на БАМе посланцы комсомола Юрий Бочаров и Владимир Степанищев. Юрий строил Золотинку и Шимановский, а теперь вот Сюльбан. Бригада Степанищева уложила в насыпь к западу от Тынды первую водопропускную трубу.

Перечислять героев второго Транссиба — механизаторов и мостовиков, тоннельщиков и монтеров пути, монтажников и взрывников — можно долго…

Впечатляющими были слова начальника главБАМстроя Константина Владимировича Мохортова, сказанные им на пресс-конференции, состоявшейся накануне укладки «золотых» звеньев: «БАМ — это 4300 километров рельсов, это 570 миллионов кубометров грунта, уложенного в насыпь притрассовой автодороги и главного пути, это более четырех тысяч искусственных сооружений, это, наконец, поселки, удобные для жизни. Все это построили люди, которые за годы работы на трассе обрели особый, бамовский характер. Я хочу поклониться им до самой земли».

Бамовский характер. Это не просто громкая фраза, а очень точное определение первопроходцев. Присущ он и руководителям бамовских управлений, трестов, строительно-монтажных поездов, многие из которых в начале сооружения магистрали были рядовыми рабочими. Бамовские руководители — новаторы, изобретательные инженеры. В труднейших условиях трассы они решали сложнейшие задачи в самые короткие сроки. Все это требовало неожиданных, смелых ходов, разумного риска. Примеров тому не счесть: мосты, уникальные водопропускные трубы, знаменитые бамовские обходы. Последний из них, на Кодаре, механизаторы треста «ЗапБАМметростроймеханизация» и монтажники труб Владимира Стеапанищева подготовили для пропуска укладки всего за 28 дней. Таких стремительных темпов не знали даже на БАМе.

Немалая заслуга в этом принадлежит руководителям, способным идти неизведанным путем, открывая другим неизвестные прежде горизонты. Именно такими опытными командирами зарекомендовали себя К.В. Мохортов, Герой Социалистического труда, Ф.В. Ходаковский, В.С. Белопол, Л.С. Блинков, М.М. Шейнкман, А.Н. Гуров. Но и на фронте не было бы победы, если бы его не поддерживал тыл. Байкало-Амурская магистраль стала всенародной стройкой, стройкой интернациональных дружин. На трассу шли рельсы, металлические и бетонные конструкции, дома и одежда, продукты питания. Не было такого края или области, которые не работали бы на БАМ. Не было такой республики, которая самым непосредственным образом не участвовала бы в строительстве магистрали.

Интервью у праздничной трибуны

Л.С. Блинков, управляющий трестом «Мостострой-10»:

— Нынешний год особенно памятен. Он как бы завершает напряженную десятилетнюю работу. Сегодняшний праздник стал возможным и благодаря труду строителей мостов. Мостоотряды треста, несмотря на большой объем работы, вовремя дали «зеленый» бригаде Ивана Варшавского. Это стало возможным еще и потому, что мы применили метод индустриально-поточного сооружения мостов на сваях-оболочках и столбчатых опорах. Необычная в условиях БАМа практика полностью оправдала себя.

В.В. Бочков, монтер пути из бригады А. Бондаря:

— В день укладки «золотых» звеньев еще более отчетливо понимаю, как мне повезло, что я в составе отряда имени 17-го съезда комсомола приехал на БАМ, попал в замечательную бригаду Александра Бондаря, прошел с ней от Давана до Куанды, был одним из участников стыковки всей магистрали.

Но не только этим запомнился БАМ. Именно здесь я по-настоящему узнал, что такое подлинное товарищество, что такое серьезная работа. Благодаря стройке я, орловский парень, полюбил Сибирь за ее незабываемую природу, а более всего за сибирское людское братство. Рад, что после праздника мы продолжим строительство нашего БАМа. Будем электрифицировать дорогу от Северобайкальска до Витима. Словом, БАМ продолжается.

Шли годы. БАМ вместе со всей страной переживал смену политического строя, экономические трудности. Выдержал он и равнодушие реформаторов, считавших строительство дороги бессмысленным. Их циничные выступления остались в прошлом, а сегодня эта магистраль развивается и востребована как путь к месторождениям севера и востока, как грузовое направление, как стратегический объект, соединяющий Сибирь и Дальний Восток.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.