Меню
16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

12.03.2020 09:01 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 40-41 от 11.03.2020 г.

«Для меня поэзия началась с рэпа»

Автор: Юлия БОЛТАЕВСКАЯ.

Фото из личного архива Рустама ГАСАНОВА.

Юрист на работе, рэпер в душе

В феврале наши коллеги из информационного портала Zab.ru подвели итоги конкурса видеообращений к главе «Газпрома» Алексею Миллеру «#МиллерДайГаз» с призывом газифицировать Забайкалье. «Серебро» конкурса завоевал видеоролик с острым и злободневным текстом о «черной атмосфере» Читы, который представил читинский рэпер Gasan. В обычной жизни Рустам Гасанов (именно так зовут победителя) является главным юрисконсультом отдела юридической и кадровой работы Управления лесничествами Забайкальского края, которое расположено в одном здании с редакцией «Забайкальского рабочего». Мы решили воспользоваться этим моментом и, практически не сходя с места, побеседовать с Рустамом о таком популярном среди современной молодежи музыкальном направлении, как рэп.

— Рустам, откуда у Вас такая тяга к творчеству? Возможно, это влияние Вашей семьи?

— Я родился в городе Черемхово Иркутской области. Мой дед прекрасно играл на гармони. Мама, Ольга Петровна Кручинина, окончила Иркутский госуниверситет по специальности «юрист», долгое время она занималась игрой на пианино. Она писала и сейчас продолжает писать стихи. Отец работал следователем. Сначала маму пригласили работать юристом в Нерчинскую межрайонную базу. Позже мы переехали в Акшу, где я и пошел в первый класс. В акшинской школе работала моя тетя — преподавала русский язык и литературу. Она практически в приказном порядке заставляла меня читать стихи на школьных линейках. Вскоре я осознал, что не боюсь сцены, могу держаться достойно. Начал принимать участие в мероприятиях, которые проводил районный дом культуры, кроме того, играл в футбол, занимался в художественной школе, посещал занятия по хоровому пению и игре на гитаре. В старших классах я учился в поселке Ясногорск Оловяннинского района. В этот период я творчеством не занимался, а больше слушал. Потом я поступил на юридический факультет Читинского госуниверситета.

— Наверняка Вы, как и многие, в юности начали писать стихотворения. Или поэзия пришла в Вашу жизнь с рэп-музыкой?

— Для меня поэзия началась именно с рэпа. Я не отделяю рэп от остального поэтического творчества. В нем тоже есть рифмы, ритм. Рэп можно читать, как стихи, при этом поэзия Пушкина и Лермонтова прекрасно ложится на бит. Я именно так и читал классическую поэзию. Потом увлекся музыкой — появился телеканал МTV, на котором в те годы крутили клипы Децла, группы «Многоточие». Из зарубежных исполнителей мне нравилась группа Linkin Park, в творчестве которой сочетаются тяжелая музыка, мощный рок-вокал и речитатив. Мне и сейчас хочется создать что-то подобное с каким-нибудь забайкальским рок-коллективом. Пожалуй, сильнее всего меня вдохновило творчество Эминема. Как-то брат дал мне послушать кассету «Рэпсодия», на которой не было никаких опознавательных знаков. За окном шел дождь, и тут зазвучала композиция, которая начиналась со звуков дождя и грома. Она мне сразу понравилась. И только через два-три года, будучи уже знакомым с музыкой Эминема, я узнал, что это его композиция «Stan». Вместе с друзьями мы начитывали треки всех этих знаменитостей — так я поставил себе голос, развил чувство ритма, а создавать собственные композиции начал уже после окончания школы.

— Когда Вы впервые представили свои произведения публике?

— В ЧитГУ ежегодно проходит конкурс «Студенческая весна». На первом курсе я решил принять в нем участие. На тот момент я расстался с девушкой и на грустной ноте написал песню, которая очень понравилась зрителям. Уже несколькими курсами старше я вновь выступил на «Студвесне» и стал победителем по вузу. Лучшие номера всех учебных заведений города были представлены на гала-концерте в филармонии, на котором мне тоже присудили победу. Тогда я зарядился настолько яркими положительными эмоциями, что решил — мне непременно нужно заниматься творчеством.

— А как решились на первый рэп-баттл?

— В баттлах я начал участвовать с пятого курса. В 2012 году шел второй сезон баттла «Main Black». Я прошел отбор, первый тур проводился в ночном клубе «Paparazzi», где собралось порядка 600-700 человек. Меня тогда никто не знал как рэп-исполнителя, поэтому я ужасно волновался — с закрытыми глазами повторял текст, а охранник клуба подумал, что я пьяный, и чуть было не выгнал меня. К счастью, ситуация разрешилась благополучно. Выступил я достойно, и даже читинские рэперы начали спрашивать, где я был столько времени, почему они ничего не знали обо мне. В полуфинале баттла я представил мой первый клип. К финалу осталось всего четыре участника, и я стал победителем с перевесом в один голос. Через две недели после этой знаковой победы меня призвали в армию. Служил я в Каштаке в Чите. Творчеством во время службы заниматься было некогда, хотя ребята знали, что я читаю рэп — доводилось и выступать, а также сочинять стихи для стенгазет. После армии на 3-4 года пришло творческое затишье.

— Но «в стол» наверняка что-то писали?

— Да, и много: порядка 20 песен, которые до сих пор не изданы. Большинство из них было о любви.

— А кроме любви, какие темы Вас интересуют?

— В последнее время много пишу на социально-политические темы. Есть веселые шуточные композиции, которые могут рассмешить слушателя. Я стараюсь в творчестве быть разным, а не нацеливаться на что-то одно.

— Заявляли ли Вы о себе на конкурсах для рэперов сибирского и российского масштабов?

— Таких конкурсов очень много, к сожалению, не всегда удается их отслеживать и вовремя подавать заявки. В 2018 году я принимал участие в конкурсе «Голос улиц», который объявил известный в России рэпер Баста. Если честно, я подал на него не самую сильную мою работу — клип 2013 года выпуска, и забыл об этом. Через несколько месяцев меня поздравил мой знакомый, а я даже не сразу понял, с чем он меня поздравляет. Оказалось, что на этом конкурсе из 50 тысяч участников выбрали 300 лучших работ, в число которых вошла и моя. В финал из них отобрали сто композиций. Я дальше не прошел, но оказаться даже среди 300 лучших для меня было достижением.

— В России неоднократно концерты некоторых рэперов оказывались под запретом. Как Вы это расцениваете — как необходимую меру или ограничение творческой свободы?

— Я считаю, что если ты знаменитый артист, то должен быть ответственным за то, что доносишь до публики со сцены. Рэп сейчас очень популярен в молодежной среде, и если в клипах и текстах много грязи, секса, наркотиков, то молодым хочется это попробовать. Поэтому поведение некоторых рэперов может служить плохим примером. Также лично я против популяризации в рэп-творчестве проявлений экстремизма, расизма, ущемления людей по их социальному статусу и положению. Но есть и такой момент, когда представители госорганов, мягко говоря, перегибают палку, усматривая протестные и экстремистские проявления там, где их на самом деле нет. Поэтому я считаю, что свобода творчества необходима, но при этом каждый артист должен давать оценку своим поступкам и высказываниям.

— Можно ли использовать рэп для воспитания молодежи?

— Разумеется, в этом музыкальном направлении немало песен, посвященных спорту и здоровому образу жизни, уважению и любви к старшим. Есть и композиции о войне, главная идея которых в том, что вражда между народами и государствами — это ужасно, преступно и доводить до этого нельзя.

— Многие рэперы в качестве средства выразительности используют нецензурную лексику? Как Вы к этому относитесь?

— У меня тоже проскальзывают подобные слова, но их мало — все-таки сказалось мое воспитание, ведь меня с детства учили тому, что материться неправильно, плохо. Я считаю, что мат в рэпе допустим, если он уместен, несет какую-то смысловую нагрузку, посыл. Но то, что читают молодые рэперы в возрасте от 16 до 23 лет, на мой взгляд, неуместно. Мало того, что их композиции о деньгах, «тачках», клубах, наркотиках, сексе, алкоголе, так еще и довольно много нецензурной лексики. На баттлах маты в тексте допустимы, но если их будет чересчур много, то участник не пройдет в следующий этап, потому что главное — это смысл, оригинальность, творческий подход.

— Забайкальская рэп-тусовка на сегодняшний день жива или интерес публики к баттлам угас?

— Рэп стал намного популярнее. Еще лет десять назад я думал: зачем я выбрал это направление, никто же не слушает такую музыку. Сейчас произведений в этом жанре невероятное количество, как хороших, так и плохих. В большом потоке, к сожалению, хорошие песни часто теряются. Несмотря на такую популярность рэпа, в Чите на баттлы зрителей приходит немного. Но организаторы таких мероприятий стараются проводить их на достойном уровне, часто работая в минус. Сейчас я участвуют в баттле «Vrubay Battle» — в марте будет финал. Из 30 участников нас осталось двое.

— Намерены ли Вы порадовать своих поклонников альбомом?

— Раньше мы с другом Цыреном Доржиевым (рэпер Хада-Хан), который тоже уже 15 лет читает рэп, хотели выпустить по альбому. Сейчас изменили планы — собираемся представлять слушателям отдельные качественные работы. Лучше пусть композиция будет одна, но достойная. На продвижение альбома нужны огромные деньги, иначе из десяти композиций, возможно, послушают одну, а остальные пролистают только потому, что ты непопулярен. Поэтому сначала нужно заявить о себе парой громких работ, а уже потом выпускать альбом, и люди, уже зная, кто ты, будут его слушать.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.