16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

Дом, где живет праздник

Дом, где живет праздник

Дом культуры “Горняк” в Балее — это самое красивое здание в городе и один из красивейших домов культуры в Забайкальском крае. Оно является ровесником города и имеет богатую историю. На протяжении 85 лет существования здесь трудились известные в городе таланты и организаторы. Сегодня, несмотря на тяжелое финансовое положение учреждений культуры, работники ДК гордо называют его “домом, в котором живет праздник”.

«Рабочий клуб»

Балей возник в 20-30-е годы прошлого века как рабочий поселок на золотоносном руднике на месте бывших самостоятельных населенных пунктов Новотроицкий промысел и станиц Новотроицкая и Новогеоргиевская. В те годы Балейский рудник был весьма перспективным предприятием. В 1937 году поселок получил статус города. А за два года до этого неподалеку от первого управления рудника был построен клуб для отдыха и общественной деятельности работников. Тогда в нем располагались большой зал на 700 человек и фойе. Рядом с клубом был разбит городской парк.

Старые шахтеры еще и в 80-е годы по старинке называли ДК “Горняк” “рабочим клубом”. Во все годы существования горно-обогатительного комбината “Балейзолото” клуб содержался за его счет и был центром городской культуры. Здесь проводились концерты самодеятельных коллективов, партийные, комсомольские и профсоюзные собрания. Здесь горняки Балея чествовали своего товарища, повторившего трудовой подвиг знаменитого Стаханова, проходчика шахты Петра Худякова. Отсюда, с площади перед зданием, под звуки духового оркестра балейцы провожали на фронт защитников Родины в 1941 году…

Уже после войны, когда освоение Балейского месторождения золота шло полным ходом, на противоположном (левом) берегу реки Унды было открыто еще одно, Тасеевское, золоторудное месторождение. Высокое содержание золота в руде (200 — 300 граммов на тонну) и ее компактное залегание быстро выдвинули комбинат “Балейзолото” на одно из первых мест в системе Минцветмета СССР. Чтобы освоить огромные объемы работ, требовались рабочие руки.

Население Балея стремительно росло, и прежний рабочий клуб уже не вмещал всех желающих. С 1956 по 1959 год к основному зданию соорудили пристройку. Строительством руководил Владимир Терешков, руководитель профсоюза балейских горняков. Владимир Федорович сам был творческой личностью и прекрасно играл на музыкальных инструментах. ДК “Горняк” был делом его жизни. В стройку было вложено немало труда и старания. С колоннами, лепниной и балюстрадой над главным входом “Горняк” преобразился. Теперь он достойно нес статус учреждения культуры. В новом корпусе здания расположились малый зал, залы для репетиций художественных коллективов и занятий в детских кружках, а также спортзал и краеведческий музей. Перед входом в ДК поставили обновленный памятник Ленину, вокруг которого высадили молодые ели. Сегодня эти ели стали уже настолько высокими, что монументальный вождь революции скрывается в их тени. Такое редко еще где увидишь.

ДК “Горняк” должен был стать частью нового, преображенного промышленного центра. В балейских архивах какое-то время хранился ценный документ — генплан города, подписанный лично Сталиным. В нем было предусмотрено строительство нескольких просторных площадей, проспектов, бульваров.

Очень жаль, что этот план так и остался на бумаге.

Культуру – в массы

В 60-е годы Читинская область стремительно развивалась. Возник целый ряд новых предприятий. В Балее эти годы были отмечены бурным ростом горного дела. Золото добывали как шахтным, так и карьерным способом, а затем мыли на местной золотоизвлекательной фабрике (ЗИФ). В те годы в Балее существовало и еще одно предприятие – под секретным номером 1084. На нем добывали радиоактивное топливо. В город тянулись квалифицированные кадры и члены их семей со всего Советского Союза, привозя с собой более высокую культуру.

Обычным явлением в те годы было выступление на балюстраде ДК “Горняк” духового оркестра, под музыку которого вокруг памятника Ленину кружились пары. Позднее в городском парке появились карусели и аттракционы для детей. Город жил и радовался жизни.

По праздникам со сцены ДК выступали хоровые и танцевальные коллективы, проводились конкурсы самодеятельности. Нередко приезжали столичные артисты. В частности, балейцы до сих пор помнят выступления актеров Владимира Конкина, Натальи Фатеевой, цыганского театра песни и пляски “Ромэн”, заслуженной артистки Якутской АССР Маргариты Суворовой, воспитанницы Раймонда Паулса Ольги Пирагс. По вечерам в большом зале показывали любимые советские, а

также известные в ту пору зарубежные фильмы.

В брежневскую эпоху в Балее существовало уже несколько учреждений культуры: ДК “Металлург” в районе Золотая Горка,

районный Дом культуры в микрорайоне Новотроицк, два кинотеатра — “Космос” и “Восток”. Но центром культурной жизни города оставался ДК “Горняк”. Именно сюда субботними вечерами молодежь со всего города стремилась на танцы.

В центре внимания — молодежь

— Уже в эпоху массового увлечения музыкой групп “Modern Talking”, “Мираж”, “Ласковый май” на дискотеках в “Горняке” было не протолкнуться, — вспоминает тогдашний балейский старшеклассник, а ныне респектабельный офисный работник Антон Колыванов. — К нам, в центр города, в ДК, приходили девчонки и парни и с Золотой Горки, и из левобережного поселка Отмахово. Отмаховских зимой можно было узнать по низко надвинутым на глаза шапочкам-петушкам. Это были дерзкие парни, которые нередко начинали драки с городскими. Но зоркая билетерша тетя Маша оперативно вызывала наряд милиции, и драку разнимали. Ни у кого из администрации клуба даже в мыслях не было закрыть дискотеку, и так продолжалось много лет.

Тетя Маша (Мария Михайловна Евсеева) знала каждого завсегдатая дискотек в лицо. Пройдя один раз на танцпол, можно было тут же потерять билет. Тетя Маша его уже не проверяла вторично. Но вновь пришедшим бесплатного входа не было.

Такие мероприятия продолжались до поздней ночи. Но тогдашний директора клуба Варвара Худеева оставалась в нем до самого последнего посетителя. Ее знали, уважали и даже побаивались. Она могла найти общий язык со всеми.

— У нас не было ни одного плевка на пол, никто не портил мебель, — рассказывает Варвара Григорьевна. — Молодежь понимала человеческий язык.

Наутро после дискотеки ДК “Горняк” продолжал жить своей культурной жизнью. В те времена его работники не бедствовали. Денег хватало на все. Еще в конце 80-х, когда государство стало поддерживать частную хозяйственную инициативу, бригада в составе местных жителей отца и сына Дубининых вручную кисточками, передвигаясь вдоль стен на подвешенной на стропилах доске, выкрасила Дом культуры в нежно-бежевый и белый цвета. И слегка обветшавшее здание засияло новыми красками. В ДК репетировал и выступал хор ветеранов. Старожилы до сих пор помнят голоса Ивана Куринского, Марии Моисеевой, Альбины Сверкуновой, Людмилы Гришиной. Репетиции и занятия детских кружков велись в каждом помещении, клуб никогда не пустовал.

— У нас была прекрасная костюмерная, — вспоминает Варвара Григорьевна. — Рулонами лежали шикарные ткани. Стояли швейные машины, на которых мы шили костюмы артистам.

Все это делалось собственными руками.

В “Горняке” тогда была уникальная библиотека. Варвара Худеева вспоминает, что когда проводили инвентаризацию книг, она с трепетом брала в руки книги, изданные в XIX веке!

Все это бережно хранили сотрудники библиотеки Валентина Черенцова и Галина Матафонова.В то время как мужчины трудились в шахтах, карьерах и на объектах городского жизнеобеспечения, в ДК работали в основном женщины. На их плечи нередко ложились и заботы о содержании “Горняка” в рабочем состоянии.

— Мы с художественным руководителем Ириной Михайловной Коньковой морозными зимами во время аварий в системе отопления сами паяльными лампами отогревали перемерзшие батареи, — вспоминает бывший директор. — Мы буквально болели нашим клубом!

Главное — выжить

В 90-е годы Балей постигла настоящая трагедия. Было закрыто, уничтожено и разграблено градообразующее предприятие – ГОК “Балейзолото”. Город пришел в упадок. Это сказалось и на Доме культуры. Иссякло финансирование.

Варвара Худеева сегодня обходит стороной ДК “Горняк” и городской сад, которым она отдала десятки лет. Ей больно видеть, что стало с этим прекрасным местом отдыха в те смутные времена.

— Больно было видеть, как ломают детские карусели, срезают с них металлические детали, — рассказывает она. — Я до

сих пор не могу об этом спокойно вспоминать.

Впрочем, время собирать камни вскоре снова наступило. И хотя сейчас уже финансовые возможности не те, что были в советское время, находятся люди, которые с энтузиазмом работают и сохраняют культуру в депрессивной забайкальской глубинке.

Позвонив в “Горняк”, мы застали методиста Дома культуры Ирину Конькову за репетицией, и только закончив ее, она смогла подойти к телефону.

— Мы сейчас готовим постановку спектакля “Да здравствует любовь!” с молодежной театральной студией “Маска”, —

рассказала Ирина Михайловна. — Недавно наш Дом культуры отметил свой юбилей, в честь которого ставили “Цыган” Пушкина. Выступления проходят с аншлагом. Вообще, на всех мероприятиях, проходят ли они в большом или малом зале, у нас свободных мест не бывает. Балейцы с большой охотой идут на встречу с искусством.

По словам Ирины Коньковой, всего в ДК сегодня работают 16 самодеятельных коллективов: детский и ветеранский хоры, инструментальные и танцевальные ансамбли, два кружка прикладного искусства, клуб молодых журналистов “Поиск”, поэтическая студия. На обычной оргтехнике небольшим тиражом издаются альманахи местных авторов.

Большой концертный зал “Горняка” открылся в 2013 году после капитального ремонта стоимостью 11 миллионов рублей. Из-за аварийного состояния кровли и системы отопления он простаивал в течение трех лет. Как отмечали тогда журналисты ГТРК “Чита”, второе рождение зала произошло благодаря включению этого объекта в финансирование в рамках проекта “Народный бюджет”.  После ремонта в нем установили более современные кресла.

Вообще, Ирина Конькова призналась, что деньги на обеспечение работы клуба приходится находить с трудом. Работники ДК воспользовались случаем, чтобы попросить журналистов «Забайкальского рабочего» опубликовать их просьбу к потенциальным спонсорам. “Горняк”, как и и любое другое учреждение культуры, нуждается в меценатах. И его коллектив надеется на то, что мир не без добрых, понимающих значение культуры и эстетического воспитания людей.

Константин ЧИРОВ

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

Вверх