16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

Главная / Проект "История одного дома" / Наши конкурсы / Сага о читинском ДК "Текстильщик"

Сага о читинском ДК "Текстильщик"

Сага о читинском ДК "Текстильщик"

Огромное здание, стоящее в начале проспекта Фадеева, что в поселке КСК, сегодня многие по инерции продолжают именовать ДК «Текстильщик». Это чистейшей воды анахронизм. Учреждения культуры с таким наименованием нет уже почти 20 лет. В здании шесть лет размещается театр национальных культур «Забайкальские узоры», а сам камвольно-суконный комбинат, давший имя дому культуры, сейчас представляет собой руины. Но так было не всегда.

Давайте мысленно перенесемся на несколько десятилетий в прошлое и вспомним времена, когда ДК «Текстильщик» не просто существовал на карте города, а действительно был мощным и современным очагом культуры.

7000 «квадратов» культуры

Строительство собственного дома культуры Читинский камвольно-суконный комбинат, стремительно набиравший индустриальную мощь, начал в конце 70-х годов. Огромное н-образное здание темно-красного цвета на перекрестке улицы Космонавтов и проспекта Фадеева распахнуло свои двери в 1977 году.

«Текстильщик» уместнее было бы назвать не домом, а дворцом культуры. Площадь всех помещений ДК составляла почти гектар — немыслимые для Читы семь тысяч квадратных метров, а главный зал учреждения был самым большим в городе – почти 1000 мест. Грандиозность «Текстильщика» подчеркивал фонтан перед входом, первый и единственный на городских окраинах. Иными словами, это было солидное ДК для солидного предприятия, которое не стыдно было показать не только иногородним, но и иностранным гостям.

Прогулка по зданию

В ДК «Текстильщик» были созданы, в прямом смысле, все условия для культурного досуга и развития трудящихся текстильной отрасли и их отпрысков. Здесь действовала одна из самых разветвленных в регионе кружковых сетей для детей и взрослых – от кройки и шитья, и макраме до пения и игры на баяне. В «Текстильщике» работали очень содержательный музей истории КСК, хор ветеранов войны с классическим названием «Красная гвоздика» и зал игровых автоматов – место притяжения всей поселковой детворы. Здесь проходили концерты, ярмарки, утренники, литературные вечера. Причем часто союзного уровня.

Дом культуры КСК – место проведения слетов директоров камвольно-суконных комбинатов СССР и выступлений звезд эстрады. Концерты в «Текстильщике» Вячеслава Шалевича, Евгения Петросяна или Льва Лещенко сейчас кажутся нонсенсом, а тогда это была норма.

Многие звезды приезжали на гастроли с семьями. В начале 80-х годов на песочнице, на заднем дворе ДК, маленькая девочка повстречала такого же маленького мальчика, которого раньше во дворе никогда не видела. Гость важно сообщил, что его зовут Стасик и здесь он гуляет, пока его бабушка поет на концерте. Бабушку звали Эдита Пьеха, а тот самый Стасик сегодня эстрадный певец Стас Пьеха.

Из прочих ВИПов, которые были на КСК, можно отметить Маршала Советского Союза Кирилла Москаленко и Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР Виталия Воротникова.

Важнейшее из искусств

Ну и, конечно, здесь показывали кино. В «Текстильщике» было два зала – уже упомянутый тысячник и малый зал, расположенный на втором этаже. «Разделение труда» между ними было простым. В большом зале крутили самые кассовые ленты и проводили концерты. Малый зал был местом для менее популярных кинофильмов и мультиков. Возможностей проводить там массовые мероприятия не позволяли размеры сцены. Еще здесь был видеозал, который открыл кооператор Владимир Афанасьев, будущий глава скандально известной фирмы «Комплект». Но это произойдет только в 1988 году и продлится недолго.

Областное управление кинопроката ДК «Текстильщик» своим вниманием никогда не обделяло. Все самые кассовые и интересные новинки своего времени здесь появлялись почти сразу после выхода на экраны. 80-е годы на КСК прошли под знаком «Десять негритят», «Асса», «Одиночное плавание», советско-норвежской ленты «На камнях растут деревья» и чилийского комедийного боевика «Взрывная бригада».

Порядок во время киносеанса обеспечивала одна, реже две строгих тетеньки-контролера. Время от времени они обходили зал и заставляли говорить зрителей потише или выгоняли вон курящих малолеток. Потом за курением стал следить киномеханик. Когда из зала начинало нестерпимо нести табачищем, он останавливал фильм и включал свет. После этого курильщик уходил сам, предварительно «провалившись сквозь землю» от стыда.

Практически все фильмы шли с повторами. На них был стабильный спрос. При слабенькой телепрограмме еще раз насладиться понравившимся фильмом можно было только в кино. Абсолютными рекордсменами по числу повторов были фильмы про индейцев от ГДРовской киностудии «ДЕФА». Актер Гойко Митич в образе Чингачгука носился по экрану «Текстильщика» даже в начале 90-х, когда ДК уже агонизировал, и в кино ходили несколько человек — на развлечения у народа просто не было денег.
После советско-норвежской саги о викингах «На камнях растут деревья» дворы на КСК оказались густо засыпанными ошметками кинопленки с кадрами из картины. Кто и, самое главное, зачем вынес бобины с фильмом ради того, чтобы просто раскидать их по округе, так и осталось загадкой.

Поразительно, но полные залы в ДК собирались почти без всякой рекламы. В раздел «Афиша» немногочисленных читинских газет репертуар «Текстильщика» попадал нечасто. Фактически единственным способом привлечения кинозрителя у ДК были написанные в две краски (синяя и красная) на холсте афиши, изредка сопровождаемые весьма простенькой картинкой из фильма.

Таких афишных конструкций в поселке Текстильщиков было пять штук. И этого вполне хватало, чтобы народ знал, что идет сегодня в кино, а что будет идти скоро. Ржавые остатки этих конструкций окончательно исчезли лет 8-10 назад, пока их не облюбовали охотники за металлом.

Как и в других кинотеатрах, в ДК «Текстильщик» практиковались школьные сеансы, но этим старались особо не злоупотреблять. Ибо тысяча пятиклассников, выведенных вместо уроков на показ всех (!) серий «Ну, погоди», — это страшная и почти неконтролируемая сила.

Всё, что вокруг

Самым интересным объектом в окрестностях ДК «Текстильщик», безусловно, был фонтан. Его чаша располагалась напротив здания Черновского райисполкома. Когда его включали на полную мощность, то можно было наблюдать, как машины проходят через радужное водяное облако. Особенно красивым было зрелище, когда через облака водяной пыли проплывали оранжевые громады «Икарусов» 18-го маршрута. В одну из зим трубы, идущие от ДК к фонтану, были переморожены. После этого фонтан уже не работал. Сейчас на его месте автостоянка, вымощенная бело-красной плиткой. А зря, хороший был фонтан.

После окончания киносеансов люди оказывались в прямом смысле слова в чистом поле. Зимой это было дискомфортно: кругом темнота, снег, а иногда и хулиганы. Зато летом оказаться после интересной киношки в поле, благоухающем полынным ароматом, было настоящим кайфом. Особенно для школяров. Можно было вдоволь наиграться в продолжение картины.

А еще здесь были пропагандистские плакаты, намалеванные на металлической конструкции титанических размеров, что-то типа «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Весной 1985 года во время сильного урагана ее опрокинуло навзничь. Сейчас на этом месте стоит ледовый дворец «Чароит».

ДК умер, да здравствует ТНК

А в 90-е началась агония. Читинскому КСК, вставшему на рыночные рельсы, непрофильный культурный актив оказался ненужным. «Текстильщик», вынужденный выживать самостоятельно, какое-то время еще работал по инерции. В 1995 году здание было разморожено и на 15 лет закрылось для зрителей. А потом было потеряно название. «Текстильщик» превратился в МЭЦ (муниципальный эстетический центр) «Дискант». Новое имя, впрочем, прижилось только в официальных документах.

Все культурные мероприятия проводились на улице, а главной головной болью для немногочисленного персонала не дать зданию, в котором не осталось ни одного целого окна, рухнуть окончательно. Там даже телефона не было. Вахтеру, чтобы вызвать милицию и прогнать подпитых хулиганов, приходилось бегать в соседнее здание администрации Черновского района.

1 марта 2010 года началась новая жизнь старого ДК. Реанимированный очаг культуры распахнул свои двери как театр национальных культур «Забайкальские узоры». Сейчас внутри хорошо, уютно и душевно, жизнь бьет ключом. Вот только атмосферы того старого, еще советского ДК «Текстильщик» здесь теперь нет. От этого становится как-то немножечко обидно.

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

Вверх