Меню
16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

25.10.2018 16:25 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Собака, научившая людей человечности

Автор: Юлия БОЛТАЕВСКАЯ.

Фото Александра КАЛАШНИКОВА.

Наиболее сложным и весьма неоднозначно воспринятым читинской публикой стал спектакль Российского академического молодежного театра «Лада, или Радость», который зрители увидели на сцене Забайкальского краевого драматического театра в рамках фестиваля «Золотая маска» в Чите.

Для некоторых читинских театралов эта вещь оказалась настолько непривычной, новаторской, что после антракта они покинули зал, так и не прочувствовав невероятной трогательности этой необычной постановки, финал которой такой счастливый, что неизбежно заряжает этим ощущением внимательного зрителя.

Два спектакля в одном

Режиссер Марина Брусникина сумела оживить на сцене прозаическое произведение современного российского поэта Тимура Кибирова, которое погружает зрителей в жизнь немногочисленных обитателей затерянной на просторах огромной России умирающей деревни. Интересно то, что публика наблюдает сразу за двумя спектаклями — один разворачивается внутри другого. Все персонажи постановки — актеры, которые работают над спектаклем о собаке Ладе и людях, с которыми ее связывает судьба. Поэтому они комментируют поведение и поступки своих героев, рассуждают и оживленно спорят о том, нужна ли такая постановка зрителям.

Спектакль в спектакле начинается с собачьего воя, за которым скрывается тоска любящего сердца собаки Лады, роль которой исполнила актриса Нелли Уварова. Лада с человеческим страданием переживает расставание с девочкой Лизой (артистка Анна Ковалева), с которой они провели счастливейшее лето. Оставленная своими временными хозяевами, Лада попадает под опеку пожилой местной жительницы Александры Егоровны (заслуженная артистка России Татьяна Матюхова), одиноко живущей с котом Барсиком (народный артист России Алексей Блохин). Кроме них сельскую глубинку также населяют любительница лакированных туфель продавщица Сапрыкина (актриса Наталья Чернявская) и готовый «сдать кого угодно и кому угодно за сто миллилитров любой спиртосодержащей жидкости» Жора (актер Тарас Епифанцев).

Каждый из актеров прекрасно вживается в своего персонажа, ярко передавая его особенности. Зрители не могут сдержать смеха, наблюдая за танцами и слушая песни и шутки Жоры, нередко сдобренные острым нецензурным словцом, из-за чего, кстати, спектакль и предназначен для зрителей старше 18 лет.

С какой удивительной легкостью Анна Ковалева перевоплощается в озорную Лизу, готовую носиться по цветущим лужайкам и плескаться в водоеме, что за этим образом уже не видно взрослой актрисы. И противоположный пример — Татьяна Матюхова словно взваливает себе на плечи тяжесть непростых прожитых лет своей героини бабы Шуры.

Некоторые артисты РАМТ в данной постановке и вовсе перевоплощаются в нескольких персонажей. Так актер Виктор Панченко исполняет роль дерева, рассыпающего не только опадающую листву, но и цитаты из известных произведений русской поэзии. Также он предстает перед зрителем в образе фельдшера Юлика, спасшего израненную волками Ладу, и строгого критика, который решительно спорит с автором пьесы по поводу современных тенденций в искусстве. Алексей Блохин прекрасно справляется с ролью кота Барсика — осовремененной версией пушкинского ученого кота, не расстающегося с ноутбуком, и затерявшегося в отдаленной деревеньке гастарбайтера, которому смышленый Жора дает звучное прозвище Чебурек.

«Моя роль — это вызов»

Наиболее же сложную актерскую задачу в спектакле решает, конечно же, Нелли Уварова.

— Моя роль — это вызов: собака во взрослом спектакле, не имеющая текста. По сути, и роли-то как таковой нет. Поэтому, когда мы приступали к работе над спектаклем, мне было не ясно, что в итоге из этого выйдет, — поделилась своими размышлениями актриса Нелли Уварова во время пресс-конференции. — В спектакле есть прекрасная бабушка, которой по воле судьбы досталась собака, есть девочка, нашедшая Ладу — у них есть тексты и ситуации, а у собаки нет ничего — она то с одним героем, то с другим, то сама по себе. На репетициях мне долгое время приходилось наблюдать, как выстраивают свои роли мои партнеры. Мне же долгое время говорили: «До тебя дело дойдет», — отчего у меня начиналась паника. Позже я поняла, что мне нужно только воспринимать то, что создают другие артисты, так сформировалась и моя роль. Я влюблена в моих партнеров по сцене. Для меня это единственный спектакль, нажитые во время которого связи не рвутся после него.

Мысли, которые могли бы родиться в голове у Лады, будь она человеком, зритель слышит в монологе актрисы, исполняющей роль собаки во внутреннем главном спектакле. Актриса-Лада убеждена, что значение простой маленькой собачонки в чьей-то судьбе порою может быть невероятно огромным. Ведь даже Анна Каренина, по ее мнению, не бросилась бы под злополучный поезд, если бы в момент своего горького отчаяния держала на руках крохотное мохнатое существо с любящими блестящими глазками и мокрым носиком. Потому-то этот монолог завершает спор творческой группы по поводу актуальности спектакля — эта постановка нужна, чтобы напомнить зрителям о простых человеческих чувствах: милосердии, сострадании, любви к «неразумному» животному, которая возвышает и облагораживает.

Урожай яблок на радость зрителям

Спектакль «Лада, или Радость» насыщен цитатами из стихотворений классиков и фрагментами известных песен. Благодаря этому режиссер удачно выделила особенности авторского стиля Тимура Кибирова — стиля, примечательного своей интертекстуальностью (соотнесенность одного текста с другими, диалогическое взаимодействие текстов).

Интересны режиссерские задумки в плане изображения времени и пространства. Перед зрителем проходит целый год. Череду времен года в постановке символизирует смена персонажами обуви. Так к осени они переобуваются из летних туфель в резиновые сапоги, а зиму уже встречают в валенках.

Деревенское пространство выстроено необычным образом. Здесь нет привычного сельского бревенчатого домика с ситцевыми занавесками на окнах — только три сбегающие вниз волны из некрашеных деревянных досок с несколькими люками, в которые ныряют персонажи во время летнего купания, несколько лавок, регулярно «роняющих» героев постановки, и старинный шифоньер, который является то своего рода трибуной для ученого кота, то уютной кроватью для заигравшихся Лизы и Лады.

Как рассказала актриса Татьяна Матюхова, в РАМТ деревянные волны проносятся между зрительских трибун, расположенных по обе стороны от импровизированной сцены, поэтому актеры могут поворачиваться то вправо, то влево. На сцене забайкальского драмтеатра артистам пришлось действовать иначе — деревянный подиум установили под углом по отношению к залу, актерам нужно было помнить, что зрители располагаются только с одной стороны от декораций.

— Этот спектакль хорош тем, что его можно играть в любом пространстве. Для нас же сложность в том, что каждый раз нужно подстраиваться под зрителей, действовать в зависимости от их расположения, — отметила Татьяна Матюхова.

Несмотря на смену конфигурации декораций, четвертая стена в спектакле не появилась. Герои проходили к сцене через зал, вели диалоги, находясь в зрительских креслах, бросали гостям вечера яблоки — богатый осенний урожай Александры Егоровны.

Как я уже отметила, реакция зрителей на постановку была неоднозначной: одни не дождались финала, другие побороли чувство неприятия и после просмотра делились со знакомыми своими негативными впечатлениями, но было много и тех, кого спектакль задел до глубины души.

— Это постановка, на мой взгляд, в большей степени близка жителям регионов России, — считает Нелли Уварова. — Московскому зрителю бывает сложнее раскрыться, дать свободу своему внутреннему ребенку — смеяться и плакать, не стесняясь сидящих рядом незнакомых людей. Поэтому гастролировать по стране с этим спектаклем для нас — настоящая радость!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.