Меню
16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

04.02.2020 12:01 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 30.01.2020 г.

Поехал на зебре… Упал, очнулся, гипс.

Автор: Виолетта ВДОВЯК

Фото автора.

Город Чита «славится» травмоопасной тротуарной плиткой и… такими же пешеходными переходами. Нет, зебры очищены от снега и льда. Скользко на белых и желтых полосках. Переходить проезжую часть стало настолько трудно, что горожане скачут, как зайцы, наступая между полосок, на незакрашенный асфальт. Есть еще вариант, идти по проезжей части, сбоку от разметки, с риском попасть под машину.

«Ходить невозможно», — так говорят читатели, обращаясь в нашу редакцию по поводу скользкой зебры. Почему же люди, ответственные за разметку, не удосужились проверить, как покрытие поведет себя в холод и дождь?

Опасно…

Что ж, неизменный минус зимнего сезона — скользкие улицы. Впрочем, если вовремя убирать лед и снег, можно уменьшить количество травмированных. В Чите же есть риск поскользнуться и бесснежной зимой, так как тротуары покрыты плиткой, которая при понижении температуры превращается в каток. Сколько уже было говорено на эту тему, и все без толку! Ну мы же не в жарких странах живем!

В последние годы к скользкой плитке на тротуарах добавились и такие же зебры. Да, белые и желтые полосы перехода видны водителю издалека. Да, они куда прочнее и долго не стираются. Только вот успеет ли автолюбитель заметить упавшего на скользком переходе пешехода и затормозить?

Скользкие зебры сначала появились возле площади Ленина и школы № 4 (кто там агитирует за безопасность детей, покажитесь), потом стали обыденностью и на отдаленных от центра улицах.

Горожане приспособились выживать в новых опасных условиях. То, что на зебре ноги могут «поехать», народ определил еще летом, в дождливую погоду. Зимой вообще жесть. Есть вариант перепрыгивать опасные полоски. Там, где белые скользкие полосы чередуются с менее скользкими желтыми, люди идут рядом с переходом. Опасно — машины, а что поделаешь!

Вопросы и претензии обеспокоенных читинцев редакция «ЗР» адресовала в администрацию городского округа. Во-первых, какие материалы используются в нашем городе для нанесения данной разметки? Во-вторых, существует ли федеральный стандарт для такого вида дорожных разметок? В-третьих, почему при нанесении разметки не учитываются климатические условия нашего города (когда на морозе и в дождь разметка становится гладкой, как стекло?). И, наконец, в-четвертых, из-за скользкой разметки на дорогах города создается опасная ситуация. Как власти города намерены решить данную проблему?

Всё по стандарту

На официальный запрос «Забайкальского рабочего» администрация Читы в лице заместителя руководителя Константина Суздальницкого сообщила, нанесение горизонтальной дорожной разметки дорожной краской и холодным пластиком выполнено в летний период 2019 года.

Отвечая на второй вопрос, власти отметили, что «нанесение дорожной разметки нормируется национальными стандартами: ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»; ГОСТ Р 51256-2018 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования».

В-третьих, согласно требованиям отраслевых дорожных методических документов, климатические условия учитываются только лишь при выполнении работ по нанесению дорожной разметки (Температура воздуха — от 10 до 35 градусов по Цельсию, температура покрытия — от 5 до 45 градусов, относительная влажность воздуха — не более 75%).

И, наконец, власти ответили, что «подрядной организацией комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» в рамках контракта по текущему содержанию улично-дорожной сети ежедневно выполняются работы по обработке проезжей части улиц, в том числе и пешеходных переходов, противогололедными материалами».

Кто придумал ГОСТы

Автор проанализировала представленные администрацией ГОСТы. Стандарты разработаны обществом с ограниченной ответственностью «Центр инженерно-технических исследований «Дорконтроль». А утверждены они приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

В документах четко прописаны требования: разметка должна быть заметной издалека при любой погоде. Есть регламенты и по толщине полос, их износостойкости, экологичности применяемых материалов, подробное описание, что такое краска и холодный пластик для дорожной разметки. Но нигде не упомянуто, что данные материалы должны быть нескользкими или не становиться скользкими при определенной температуре.

Единственная сноска на противоскользящие свойства разметки сделаны в разделе про «желтое заполнение разметки». Это «нанесенное между линиями горизонтальной разметки покрытие, выполненное краской (эмалью) по ГОСТ 32830 или покрытием противоскольжения по ГОСТ 32753».

Собственно говоря, речь идет о покрытиях с повышенными сцепными свойствами, которые наносятся на разметку. Функциональная долговечность цветного противоскользящего покрытия должна быть не менее двух лет. Такое покрытие располагаются в зонах пешеходных переходов, остановок и выделенных полос движения общественного транспорта, посадочных площадок, полосах разворота для движения в обратном направлении. При этом горизонтальная дорожная разметка может наноситься совместно с противоскользящей.

По сути, это единственное упоминание в ГОСТах по поводу противоскользящих свойств зебры. Иными словами, разработчики ГОСТов не очень-то обращают внимание на такое неприятное свойство разметки, как ее скользкая поверхность в холодную и сырую погоду.

По поводу дополнительных нескользких покрытий, как вы помните, администрация не ответила… Применялись ли они в Чите, стоит только гадать. В итоге же скольжение и падение граждан на переходах приобрели массовый характер.

Тем временем

Тут вам не там

Информагентство Нижнего Тагила «Все новости» еще в 2018 году обращало внимание на похожую проблему. С приходом зимы тагильчане жалуются на скользкие зебры.

Причина — в материале, который используется для нанесения дорожной разметки. Существует шесть вариантов нанесения разметки на переходы: холодный пластик, полимерные ленты, термопластик, цветная плитка, асфальт с добавлением красителей и эмалевая краска. В России материалы дорожной разметки регламентирует ГОСТ 32830 – 2014, который утвержден как национальный стандарт с октября 2015 года. Согласно документу, в нашей стране для зебры могут использоваться пластики — холодный и термопластик — и краска (эмаль). Плюс сверху разрешено наносить противоскользящие покрытия, которые тоже регламентируются отдельным стандартом. Дорожные службы выбирают материалы по двум главным критериям — долговечность и экономичность. Чем дешевле выходит пешеходный переход, чем дольше держится разметка, тем лучше для них. Но не для пешеходов.

В Нижнем Тагиле используется холодный пластик. В отличие от термопластика, он не требует дорогостоящей спецтехники для нанесения, им можно нарисовать зебру просто вручную с помощью шпателя. Еще один вариант — эмаль, она дешевая, но продержится на дороге около девяти месяцев.

«Краска недолговечна, поэтому придется наносить вновь и вновь. А это влечёт за собой большие затраты — и трудовые, и финансовые. К тому же если эмаль сотрется зимой, это невозможно будет исправить, потому что в холодное время года нельзя наносить разметку», — рассказал ИА «Все новости» замначальника управления городским хозяйством Нижнего Тагила Михаил Сёмин.

У холодного пластика есть главное преимущество перед остальными материалами — долговечность. При правильном способе нанесения разметка сохраняется около двух лет. Чтобы переход было видно и в темное время суток, в пластик добавляют светоотражающие микростеклошарики. Также благодаря им поверхность зебры становится шероховатой. Проблема в том, что шарики со временем стираются, и разметка становится гладкой и скользкой.

— Скользкие пешеходные переходы — это проблема не только Нижнего Тагила, но и всей России, и даже всего мира. Например, в Израиле тоже используют пластик для разметки. Нет альтернативы этому покрытию, — добавил Эдуард Рощенюк, главный инженер МБУ «Сигнал-3».

Скользкие переходы влияют и на общую безопасность дорожного движения. Пешеход поскользнулся и упал, водитель не успел вовремя затормозить и наехал — такие ситуации происходят на дорогах. По словам лидера общественного движения «Тагил без ям» Никиты Чапурина, автомобилисты тоже жалуются на дорожную разметку.

К слову, в еще одном холодном российском городе Тынде горожане то и дело поскальзываются на пешеходных переходах, хотя их регулярно чистят и посыпают антигололедной смесью работники МУП «Чистый город», сообщает сайт www.teleport2001.ru. Методы борьбы за безопасность на дороге, как видите, аналогичны читинским.

Компетентно

Сергей Усков, главный внештатный специалист, травматолог-ортопед Министерства здравоохранения Забайкальского края:

— Статистику травматизма именно на пешеходных переходах мы не ведем, но отмечаем сезонность обращений пострадавших именно на скользком покрытии пешеходных переходов. В летний период времени особого беспокойства это покрытие не доставляет, и мы не отмечали случаев, когда на этих полосках поскальзывались и подворачивали ноги люди.

В зимнее время белые полоски на пешеходных переходах становятся скользким, видимо, покрываясь тонкой коркой льда. Достаточно сложно перейти зебру, не поскользнувшись. Лично я, переходя улицу, стараюсь на них не наступать. Для автомобилей, если они попадают колесами на такие полосы, увеличивается тормозной путь. Скользкие и желтые полосы. То есть покрытие, используемое для разметки пешеходных переходов, становится опасным в зимнее время. Считаю, что эти факторы провоцируют травматизм. Скорее всего, что на дорогах в районах используется такое же покрытие.

Кто уже знает, что данное покрытие скользит, стараются на него не наступать и идти рядом. Но все-таки у пешеходного перехода есть своя зона, определенная правилами дорожного движения, которую нельзя пересекать.

Как эту проблему можно решить? Дорожным службам необходимо принять меры и заменить это покрытие на нескользкое. Я так полагаю, что есть и другие виды покрытия, которые исключают скольжение на проезжей части.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.